×

Что изменилось в работе судебных медиков?

Новый Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы дал некоторые ориентиры для контроля за ходом ее производства и определения ее объективности
Милюхин Павел
Милюхин Павел
Директор ООО «Рязанский научно-исследовательский центр судебной экспертизы», руководитель направления профессиональной переподготовки «Судебная экспертиза» АНО РИДПО
На смену утратившей силу Инструкции об организации производства судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений1 (далее – Инструкция), регламентирующей порядок производства судебных психиатрических экспертиз в Российской Федерации, пришел Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы2.

Что же изменилось в работе судебных медиков (психиатров, психологов, сексологов) при производстве судебных экспертиз?

В первую очередь надо отметить, что Инструкция была больше юридическим (процессуальным) документом, который определял порядок назначения и производства судебной экспертизы, во многом дублируя положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ  «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о ГСЭД), УПК РФ, ГПК РФ, о чем, собственно говоря, имелись ссылки по тексту.

Инструкция также предусматривала дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение экспертом по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Новый же документ соответствует своему названию – это  именно Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы – и является более внутренним, медицинским актом, определяющим некоторые основные моменты при проведении комиссионных, комплексных, амбулаторных, стационарных экспертиз.

В п. 1 Порядка указано, что судебно-психиатрические экспертизы проводятся только учреждениями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам).

Порядком производства судебной психиатрической экспертизы предусмотрено три этапа: первый и второй – собственно исследование (установление диагноза и судебно-психиатрическая оценка), которое при амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе составляет 20 дней со дня начала (п. 13),  третий – подготовка заключения – 10 рабочих дней (п. 16). Таким образом, определен общий срок производства амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы – 30 дней.

Срок судебной психиатрической экспертизы в стационаре также строго конкретизирован – 30 дней на первый и второй этапы (п. 14) плюс 10 дней на третий этап (п. 16). В любом случае нахождение лица в стационаре не может превышать с учетом всех продлений 90 дней, что соотносится со ст. 30 Закона о ГСЭД, а общий срок производства судебной психиатрической экспертизы, проводимой в стационаре, принимая во внимание положения п. 16, не может превышать 90 дней плюс 10 рабочих дней, что необходимо учитывать адвокатам.

Кроме того, срок производства стационарной судебно-психиатрической экспертизы может быть продлен на время оказания лицу, в отношении которого она проводится, экстренной помощи (п. 14).

Непонятно, почему в п. 9 в первый и второй этапы производства судебно-психиатрической экспертизы включено под абзацем «в» сексологическое исследование (при производстве комплексной экспертизы). Поскольку эта часть экспертизы проводится специалистом-сексологом и по правилам комплексной экспертизы, каждый эксперт, участвующий в производстве такой экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность в соответствии с нормами процессуальных законов и п. 17 Порядка. Также непонятно, какое взаимодействие может осуществлять врач-психиатр с психиатром-наркологом для установления расстройства поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ (п. 23). По сути, это разновидность комплексной экспертизы.

Пункты 10–12 определяют порядок производства психиатрического, патопсихологического, сексологического исследований и минимальное количество применяемых методик, что также может пригодиться при проверке качества выполненной экспертизы, ее объективности.

В качестве приложений к Порядку включены Правила организации деятельности отделения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы (Приложение № 1), где приведены требования к штату и оснащению отделения, квалификационным требованиям, предъявляемым к медперсоналу, определены полномочия отделения.

Приложения № 4–6 к Порядку регламентируют Правила организации деятельности отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, не содержащихся под стражей, и отделения стационарной судебно-психиатрической экспертизы для лиц, содержащихся под стражей, а также нормы по их оснащению.

В целом можно сказать, что Порядок проведения судебно-психиатрической экспертизы, утвержденный Приказом Минздрава России от 12 января 2017 г., не сугубо процессуальный документ, определяющий общий порядок производства любого вида экспертизы. Он дает некоторые ориентиры для контроля именно за ходом ее производства и определения ее объективности.


1
Приказ Минздравсоцразвития России от 30 мая 2005 г. № 370 «Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений».
2 Приказ Минздрава России от 12 января 2017 г. № 3н «Об утверждении Порядка проведения судебно-психиатрической экспертизы».

Рассказать коллегам: