×

Если нельзя предотвратить, нужно помочь

Главное право, которое есть у ребенка, – это право на жизнь, и задача государства – сделать все возможное для сохранения этой жизни
Воложанин Виталий
Воложанин Виталий
Адвокат Ингодинского филиала КА Забайкальского края
С учетом культурных и иных местных традиций
27 марта 2017 г. на рассмотрение Государственной думы ФС РФ в качестве законодательной инициативы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерацииˮ».

Инициаторы проекта, депутаты Госдумы О.В. Пушкина, И.К. Роднина, Е.А. Вторыгина и член Совета Федерации В.А. Тюльпанов, предлагают законодательно закрепить понятие «места для анонимного оставления ребенка», а также установить порядок защиты прав детей, оставленных в данных местах.

Субъектам РФ предлагается предоставить право определять «с учетом культурных и иных местных традиций» необходимость создания на своей территории мест для анонимного оставления ребенка, их количество, местоположение, порядок установки. Оговаривается, что в случае отсутствия необходимости использования беби-боксов субъект может просто не принимать соответствующий закон.

Требования к местам для анонимного оставления ребенка и порядок их эксплуатации будут устанавливаться Минздравом России. Это позволит предусмотреть единые стандарты технических характеристик беби-боксов, определить общий алгоритм действий ответственных лиц при обнаружении в них новорожденных.

За и против
Специализированные места, так называемые беби-боксы, начали создаваться в регионах примерно семь лет назад. В настоящее время на территории России установлены и эксплуатируются несколько десятков специальных оборудованных мест, предназначенных для анонимного и безопасного оставления ребенка после его рождения. Вместе с тем законодательное регулирование порядка их использования, в том числе требования к их безопасности,  отсутствует.

О создании и функционировании мест анонимного оставления детей в обществе сложились неординарные мнения. Их сторонники считают, что главная цель таких мест – защита от гибели детей из неблагополучных семей. При этом предлагается устанавливать их исключительно при роддомах или детских больницах, чтобы детям оперативно оказывалась необходимая медицинская помощь.

Противники же легализации основываются на озвученной в 2012 г. позиции Комитета ООН по правам ребенка о необходимости прекращения практики существования беби-боксов на том основании, что это формирует у беременных женщин ложное представление о наличии у них права на отказ от детей.

Неординарное мнение сложилось и в законодательной практике.

В августе 2015 г. сенаторы выступали с инициативой об установке и эксплуатации мест анонимного оставления детей в государственных и муниципальных учреждениях. Однако их организация и финансирование были предусмотрены за счет средств федерального бюджета. Предполагалось, что требования к таким местам определит Правительство РФ, а органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий будут осуществлять контроль над их установкой и эксплуатацией. При этом планировалось разрешить оставление в детских боксах детей в возрасте до года. Законопроект был возвращен авторам в связи с отсутствием заключения Правительства РФ.

О предыдущих законопроектах
В 2016 г. на рассмотрение Госдумы были представлены еще два законопроекта о местах анонимного оставления детей.

Первый законопроект предусматривал право региональных органов власти на создание безопасных для жизни и здоровья ребенка мест анонимного оставления  детей до шести месяцев. Законопроект был внесен в Госдуму членами Совета Федерации Вадимом Тюльпановым, Лилией Гумеровой и Еленой Афанасьевой. В пояснительной записке к документу отмечалось, что это поможет предотвратить случаи убийства матерями новорожденных детей в связи с тяжелым социально-экономическим положением или психологическим послеродовым состоянием в результате незапланированной беременности. Право определять необходимость оборудования на своей территории детских мест при медицинских учреждениях или социальных структурах – акушерских пунктах, социальных приютах – законопроектом предлагалось предоставлять субъекту РФ за счет собственных средств.

Второй законопроект, напротив, предполагал установить прямой запрет деятельности, направленной на организацию анонимного оставления детей. За создание или содержание данных мест, а также за предоставление помещений под них предлагалось штрафовать юридические лица на сумму от 1 млн до 5 млн руб. либо приостанавливать их деятельность на срок до 90 суток.

По мнению авторов данного документа – членов Совета Федерации Елены Мизулиной и депутата Госдумы Олега Михеева, узаконивание указанной деятельности может привести к росту числа отказов от новорожденных, значительному повышению рисков торговли детьми, так как контроль данных мест невозможен, а без контроля оставление детей не будет анонимным. Анонимность же, в свою очередь, нарушает право на идентичность, то есть право ребенка знать, кто является его биологическими родителями.

Стоит отметить, что на оба законопроекта получены отзывы Правительства РФ.

Законопроект о легализации мест анонимного оставления детей Правительство РФ не одобрило, сославшись на позицию Комитета ООН по правам ребенка, а также на необходимость выполнения Российской Федерацией положений Конвенции о правах ребенка. Действительно, существование в ряде субъектов РФ специально создаваемых мест для оставления детей после рождения нарушает ст. 6–9 и 19 данного международного договора.

Законодательную инициативу о запрете организации таких мест рекомендовано существенно доработать до рассмотрения Госдумой. Дана оценка предложенным штрафам как чрезмерным, указано, что санкция в виде приостановления деятельности создает предпосылки к невозможности получения гражданами медицинской помощи, поскольку места анонимного оставления детей, как правило, создаются при медицинских организациях.

Главное право ребенка
Как видим, на практике всякое начинание имеет хорошие и плохие стороны, так уж устроен наш мир. Оборудование специальных мест, предназначенных для анонимного и безопасного оставления ребенка после его рождения, бесспорно, принесет пользу и в то же время может побудить к совершению не очень хороших поступков. В любом случае опыт создания беби-боксов зарекомендовал себя положительно. А разные точки зрения – это нормально, так как свидетельствуют о том, что общество проявляет зрелость при обсуждении таких важных вопросов.

Инициаторы законопроекта от текущего года считают, что места анонимного оставления ребенка помогут предотвратить случаи убийства матерями новорожденных детей в связи с тяжелым социально-экономическим положением или психологическим послеродовым состоянием в результате незапланированной беременности.

Если у одинокой, брошенной или оказавшейся в тяжелой ситуации женщины есть хоть капля человечности, то она не выбросит ребенка, а оставит его там, где он выживет. Главное право, которое есть у ребенка, – это право на жизнь, и задача государства – сделать все возможное для сохранения этой жизни. А место для анонимного оставления ребенка – это шанс ребенка на жизнь.


Рассказать коллегам: