×

Главное – установить факт излечения

О проекте закона, определяющем порядок принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранца в случае его выезда для лечения в другую страну, а также процедуру его отмены при излечении от заболевания
Минушкина Анна
Минушкина Анна
Адвокат АП г. Москвы
В Госдуму внесен проект федерального закона № 156688-7 «О внесении изменений в статью 25.10 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерациюˮ». Проект  разработан во исполнение Постановления КС РФ от 20 октября 2016 г. № 20-П. Подробнее с сутью вопроса можно ознакомиться здесь.

Бессрочное действие решения нарушает положения Конституции РФ
КС РФ признал положения ч. 4 ст. 25.10 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 17, 19 (ч. 1 и 2), 45, 46 (ч. 1 и 2), 55 (ч. 3) и 62 (ч. 3), «в той мере, в какой в системе правового регулирования отношений в части принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по причине наличия у него инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, эти положения создают непреодолимые препятствия для въезда такого иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию вне зависимости от факта его последующего документально подтвержденного излечения от данного инфекционного заболевания».

Иными словами, КС РФ указал, что бессрочное действие решения, принятого Роспотребнадзором в отношении иностранного гражданина, имевшего ранее туберкулез, нарушает положения Конституции РФ.

КС РФ обязал законодателя внести изменения в действующее законодательство, а именно: установить порядок принятия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина в случае его выезда из Российской Федерации для лечения в другую страну, а также определить процедуру отмены решения при подтверждении факта излечения иностранного гражданина от имевшегося ранее заболевания.

Не порядок принятия решения, а лишь возможность его отмены
Согласно внесенному законопроекту, законодателем устанавливается не порядок принятия решения и его отмены, а лишь возможность отмены такого решения при подтверждении факта излечения иностранного гражданина от инфекционного заболевания или выезда иностранного гражданина в страну своего происхождения для прохождения лечения.

Согласно законопроекту, «при подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у него инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда с этой целью в другое государство, действие такого решения может быть приостановлено».

Из текста законопроекта не представляется возможным определить, какой орган (суд либо орган исполнительной власти) будет наделен правом приостановки и отмены решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, а также какие доказательства излечения иностранного гражданина от инфекционного заболевания либо выезда в иное государство именно для прохождения лечения необходимо будет представить иностранному гражданину для отмены или приостановки решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации.

Особо обращаю внимание, что в своем постановлении КС РФ указал на порядок отмены решений о нежелательности пребывания до внесения изменений в законодательство: «Суды вправе отменять указанные решения в случае документального подтверждения излечения иностранного гражданина и медицинского освидетельствования в Российской Федерации – для прохождения такого освидетельствования иностранному гражданину должна быть предоставлена возможность въезда в Россию».

То есть КС РФ подчеркнул, что самое главное – установить факт излечения иностранного гражданина в целях нераспространения инфекционного заболевания среди граждан РФ. Доказательствами такого излечения, как видно из постановления КС РФ, считаются медицинские документы, предоставленные учреждениями иного государства, а также пройденное иностранным гражданином медицинское обследование на территории России. Необходимо отметить, что на практике данное положение не применялось. Причина, на мой взгляд, в сложности приостановки действия решения о нежелательности пребывания, невозможности въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию именно с целью прохождения медицинского освидетельствования.

Нет ответов на главные вопросы
Внесенный законопроект не содержит ответов на главные вопросы о порядке отмены и приостановления указанного решения. Однако в перечне нормативных правовых актов, которые подлежат изменению в связи с принятием рассматриваемого законопроекта, значатся: Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. № 199, содержащее общие положения принятия решения о нежелательности пребывания; Приказ Роспотребнадзора от 14 сентября 2010 г. № 336, который устанавливает порядок принятия соответствующих решений именно Роспотребнадзором.

Данный факт означает, что правом отмены и приостановления действия решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации будет наделен сам Роспотребнадзор. Таким образом, отменить решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации, вероятно, будет возможно и без судебных разбирательств.

Поскольку в своей адвокатской деятельности я часто сталкиваюсь с указанной категорией дел, хотелось бы отметить следующее: в силу того что конкретного порядка отмены и приостановления действия решения внесенный законопроект не содержит, этот порядок необходимо детально прописать в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти. Наиболее существенными моментами являются ответы на следующие вопросы: кто будет иметь право отменять решения – Роспотребнадзор (заметьте – свои же решения) либо это будет  возможно только в судебном порядке; каким образом иностранный гражданин должен подтвердить свое излечение от инфекционного заболевания; какие документы и из каких именно медицинских учреждений должны быть предоставлены иностранным гражданином для подтверждения своего излечения от инфекционного заболевания; какие документы требуются и в какой компетентный орган для подтверждения факта начала лечения на территории иного государства; в какой срок и в какой компетентный орган они должны быть предоставлены.

Без ответов на указанные вопросы применение норм законопроекта будет возложено на судебную систему. Суды могут отказывать в удовлетворении требований иностранных граждан, обосновывая отказы отсутствием медицинского заключения, подготовленного медицинским учреждением РФ. В силу этого опять встанет вопрос о возможности въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию для прохождения медицинского обследования.

Рассказать коллегам: