×

Качество, а не количество

Изменение критериев оценки путем замены одних показателей статистики на другие не искоренит «палочную систему»
Гришкова Алена
Гришкова Алена
Адвокат КА Pen & Paper
Проблема реформирования контрольно-надзорной деятельности государственных органов и снижения административного давления на бизнес является предметом постоянных обсуждений на самых разных уровнях.

В этой связи Минэкономразвития разработало новые, принципиально отличающиеся от существующих показатели оценки контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Основной целью подготовленного нормативно-правового акта является избавление от ненавистной «палочной системы» и переход от количественных показателей к качественным.

По мнению разработчиков проекта, изменение критериев оценки позволит решить главную проблему – снизить количество проверок субъектов бизнеса надзорными органами и уменьшить суммы штрафов. Кроме того, новые критерии оценки позволят переориентировать проверяющих с мелких бизнес-проектов на крупные производственные объекты, нарушения в деятельности которых могут привести к техногенным катастрофам.

Как показала практика на примере МВД России, изменение критериев оценки путем замены одних показателей статистики на другие не искоренит «палочную систему» – так называемый статистический учет. А без него на практике достаточно сложно выявить основные направления работы органов власти, требующие усиления.

Так, к примеру, регистрация совершенных преступлений/правонарушений, мест их совершений должна использоваться руководителем территориального органа для координации работы подчиненных сотрудников по предупреждению совершения преступлений: если преступления совершаются в общественных местах, то необходимо усилить патрулирование этих мест. В правоохранительных же органах предупреждение преступлений связывают не с качественным патрулированием улиц, а с количеством составленных протоколов за смену. Именно поэтому на первом плане перед сотрудником ППС стоит задача составить необходимое количество протоколов о нарушении общественного порядка, а не предотвратить совершение преступлений/правонарушений.

Также в системе МВД России есть целое подразделение Экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБиПК), которое занимается выявлением коррупционных преступлений. И естественно, основным показателем оценки эффективности его работы является количество выявленных преступлений коррупционной направленности. В результате «палочной системы» мы наблюдаем абсурдные вещи: в начале года каждому территориальному подразделению утверждают годовой план по выявлению коррупционных преступлений. В итоге в связи со сложностью доказывания соответствующих составов за недостаточностью времени, необходимого для выявления и раскрытия преступлений, государство получает количество, а не качество.

В период моей следственной работы на районный отдел ЭБиПК была возложена обязанность выявить 2–3 эпизода взятки в первом квартале текущего года. Так, в январе – феврале «разрабатывался» врач, которому в итоге две подружки принесли взятку за выдачу им больничного листа. На этом противодействие коррупции заканчивалось до следующего января – февраля. Именно поэтому противостоять «палочному» принципу исключительно изменением критериев оценки деятельности надзорных органов невозможно.

Без комплексного подхода к решению проблемы взаимоотношений бизнеса и государственных органов не будет положительных результатов, не уменьшится количество проверок, не сократится давление на представителей бизнеса.

На наш взгляд, эффективность работы государственных органов объективно могут оценить лица, непосредственно столкнувшиеся с их работой. Главным критерием оценки эффективности деятельности органов должно стать мнение бизнеса об их деятельности. А показатель такого мнения – количество жалоб, поданных на действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти в вышестоящие и надзирающие органы.

Такой метод оценки представляется наиболее прозрачным, так как, безусловно, будет способствовать более качественному исполнению должностными лицами органов исполнительной власти возложенных на них обязанностей, а также соблюдению законодательства в процессе контрольно-надзорной деятельности.

Рассказать коллегам: