×
Шишов Филипп
Шишов Филипп
Адвокат АП Московской области
31 мая 2017 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован законопроект Исполнительного кодекса РФ.

Проанализировав его, полагаю, что он нуждается в доработке. Прежде всего, название «Исполнительный кодекс» весьма схоже с названием Уголовно-исполнительного кодекса (УИК), который устанавливает правила исполнения приговоров и постановлений по уголовным делам в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений, применение наказаний, мер медицинского характера и пр. Как представляется, более правильным было бы озаглавить документ «Кодекс исполнительного производства».

Далее хочется отметить, что данным законопроектом предлагается принять раздел I «Общая часть», однако раздел II, или «Особенная часть», а также какие-либо иные разделы в законопроекте отсутствуют. Из пояснительной записки к законопроекту непонятно, планируется ли их принять в будущем и в каком объеме.

Имеются и технические ошибки.

Так, в п. 9 ч. 1 ст. 61 законопроекта содержится отсылочная норма, упоминающая ч. 5 ст. 61, которая в проекте Кодекса отсутствует (по-видимому, законодатель имел в виду п. 5 ч. 1 ст. 61, запрещающий повторное обращение с исполнительным документом по делу, которое было ранее прекращено).

По содержанию предлагаемый Исполнительный кодекс в основном объединяет нормы существующих в настоящее время Федеральных законов от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «О судебных приставах».

Из новелл хочется отметить введение на законодательном уровне электронного кабинета (ч. 6 ст. 8 Кодекса), то есть информационного ресурса для обеспечения взаимодействия судебного пристава-исполнителя со сторонами исполнительного производства.

Через электронный кабинет сторонам будут направляться постановления и иные документы судебного пристава-исполнителя, а также информация о ходе исполнительного производства, в том числе сведения о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения.

Стороны исполнительного производства смогут направлять судебному приставу через электронный кабинет заявления, ходатайства и прочие документы.

Кабинет будет являться частью единого портала государственных и муниципальных услуг. Порядок создания, ведения электронного кабинета определяется главным судебным приставом РФ.

Разумеется, это положительный механизм, который упростит контроль сторон за исполнением судебных решений, поскольку исключит необходимость пребывания в очередях на прием к судебному приставу и прочие хлопоты.

Из предлагаемого к принятию Кодекса исчезло право взыскателя подавать исполнительный документ для возбуждения исполнительного производства главному судебному приставу субъекта РФ в том случае, когда конкретное подразделение службы судебных приставов ему неизвестно. В настоящий момент такое право предоставлено ч. 4 ст. 30 и п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.

Полномочия судебных приставов-исполнителей предлагается дополнить правами, которые в настоящий момент у них отсутствуют: проверять документы у лиц, участвующих в исполнительном производстве, производить задержание участников исполнительного производства на время совершения исполнительных действий на срок не более трех часов.

Рассказать коллегам: