×

О первых результатах работы по новому упк в казахстане

В 2015 г. в Казахстане вынесено оправдательных приговоров на 55% больше, чем в 2014 г.
Фурлет Сергей
Фурлет Сергей
Адвокат АП г. Москвы
4 июля 2014 г. в Республике Казахстан (далее – РК) был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс (далее – УПК РК), который вступил в действие с 1 января 2015 г. Концепция правовой политики РК на период с 2010 по 2020 г., утвержденная Указом Президента РК от 24 августа 2009 г. № 858, предусматривала принятие нового УПК РК для достижения следующих основных целей:

– реальной реализации основополагающих принципов уголовного судопроизводства, направленных на защиту прав и свобод граждан;

– результативной реализации принципа процессуальной экономии уголовного процесса, предполагающей: упрощение применения норм закона, направленное на улучшение правового положения граждан в уголовном судопроизводстве; рациональное распределение и использование средств, выделяемых государством на обеспечение уголовного судопроизводства;

Новый УПК РК закрепил следующие нововведения:
1) отменил доследственную проверку заявлений о преступлениях, вместо которой ввел досудебное расследование, начинающееся после их регистрации проведением неотложных следственных действий;

2) исключил обвинительное заключение, введя краткий обвинительный акт, состоящий из: данных о подозреваемом лице, описания совершенного уголовного правонарушения, его квалификации, перечисления собранных доказательств и процессуальных издержек;

3) исключил институт возврата судом уголовного дела для производства дополнительного расследования;

4) ввел новый институт процессуального соглашения о признании вины по преступлениям небольшой, средней и тяжкой категориям;

5) в целях повышения правозащитных функций судов введена новая процессуальная фигура «следственного судьи», установлены его права и обязанности;

6) в целях повышения ответственности прокуроров за соблюдением законности, прав и свобод граждан, введен новый участник уголовного судопроизводства – «процессуальный прокурор», который назначается таковым для осуществления надзора по конкретному досудебному расследованию, с самого его начала, включая поддержание по нему государственного обвинения в суде;

7) введен новый участник уголовного процесса – «свидетель, имеющий право на защиту» (заподозренный свидетель), имеющий расширенный объем процессуальных прав, почти соответствующий правам подозреваемого;

8) введен новый вид следственных действий – «предоставление документов и предметов», позволяющий гражданам предоставлять дознавателю, следователю или суду относящиеся к делу документы и предметы по их инициативе, ими располагающих. Дознаватель и следователь обязаны их принять и осмотреть, а если представленные документы и предметы имеют свойства для признания их вещественными доказательствами, они обязаны вручить представившему их лицу заверенную копию протокола их осмотра;

9) введен новый вид следственных действий – «негласные следственные действия», к которым отнесены: негласные аудио - и (или) видеоконтроль лица или места; негласные контроль, перехват и снятие информации, передающейся по сетям электрической (телекоммуникационной) связи; негласное получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; негласное снятие информации с компьютеров, серверов и других устройств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и хранения информации; негласный контроль почтовых и иных отправлений; негласные проникновение и (или) обследование места; негласное наблюдение за лицом или местом; негласная контролируемая поставка; негласный контрольный закуп; негласные внедрение и (или) имитация преступной деятельности. Проведение этих следственных действий в отношении адвоката, запрещено;

10) запретил дознавателям, следователям и суду: участвовать в назначении в качестве защитников конкретных адвокатов; рекомендовать кому-либо приглашение конкретного адвоката в качестве защитника; обязал их: точно соблюдать Конституцию РК, конституционные и иные законы; охранять права и свободы граждан, участвующих в уголовном процессе; проверять все заявления о невиновности или меньшей степени виновности лица, о наличии доказательств, оправдывающих подозреваемого, обвиняемого, а также о применении недозволенных методов следствия при собирании и закреплении доказательств; содействовать стороне в обеспечении явки специалистов или свидетелей, о допросе которых она ходатайствует; назначать и проводить экспертизу, если по делу необходимо установить психическое или физическое состояние свидетеля в случае, когда возникают сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; направлять в органы социальной помощи, опеки и попечительства поручения об организации присмотра, ухода и временного помещения в государственные органы социальной помощи или медицинские организации несовершеннолетних, а также нетрудоспособных лиц, оставшиеся в результате содержания под стражей родителя или кормильца; обязательно приобщать к материалам уголовного дела собранные и представленные защитником предметы, документы, необходимые ему для оказания юридической помощи; предъявить подозреваемому и его защитнику все материалы дела, которые должны быть подшиты, пронумерованы, внесены в опись листов дела, прошнурованы и скреплены печатью соответствующего следственного органа и др.

УПК РК значительно расширил процессуальные права адвокатов-защитников, которым разрешили: защищать заподозренных свидетелей, назначать и проводить на договорной основе судебные экспертизы, ходатайствовать о депонировании показаний свидетелей и потерпевших и многие другие.

Некоторые ученые и практики, в основном из правоохранительных структур, были против принятия таких нововведений, включая наделение адвокатов широкими правами, полагая, что его принятие в таком виде негативно повлияет на эффективность деятельности правоохранителей по раскрытию преступлений, предсказывали неминуемый рост преступности, снижение раскрываемости преступлений и другие негативные последствия.

Прошедший год работы по новому УПК полностью опроверг эти суждения.

По сравнению с показателями 2014 г., в 2015 г. произошло снижение тяжких и особо тяжких преступлений: грабежей – на 14,8%, хулиганств – на 13,4%, изнасилований – на 7,4%, разбоев – на 6%, убийств – на 4,6%. Снижение произошло по всем основным видам преступлений, которые во всем мире традиционно определяют уровень общественной безопасности. При этом раскрываемость тяжких преступлений возросла на 14,2%, а особо тяжких – на 12,6%. Общая раскрываемость зарегистрированных за 2015 г. преступлений приблизилась к реальной и составила 58,5% при том, что число выявленных фактов укрытия преступлений от учета и регистрации сократилось аж в 5 раз (с 1524 – в 2014 г. до 345 – в 2015 г.).

В рамках реализации принципа процессуальной экономии уголовного судопроизводства дознаватели и следователи оказались освобожденными от необходимости вынесения 753 000 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и их прекращении. В 2015 г. ими было прекращено всего 229 000 досудебных производств. Появившаяся возможность окончания досудебного расследования в ускоренном порядке и протокольной формы позволила быстро расследовать и направить в суд 50 376 или 79% дел, от всех направленных в суд (63 852), что снизило нагрузку на органы расследования и суды. В порядке согласительной процедуры признания вины рассмотрено 4000 уголовных дел. Следственными судьями было допрошено 500 лиц в порядке депонирования их показаний.

В рамках реальной защиты конституционных прав и свобод граждан удалось добиться следующих результатов:

– четырехкратного снижения числа лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности (с 159 до 37);

– в 5 раз сократить число фактов незаконного содержания под стражей (с 50 до 10);

– в 15 раз сократить число незаконных задержаний (с 79 до 5);

– в 5 раз увеличились случаи применения залога вместо ареста (с 3711 до 16 217), следствием чего стало сокращение числа арестов на 21% (с 12 306 до 10 132);

– в 2 раза удалось сократить количество незаконно доставленных и содержащихся в служебных помещениях лиц (с 459 до 225);

– в 5 раз увеличилось число приговоренных судами к обязательным работам (с 660 до 3392);

– в 7 раз увеличилось число приговоренных судами к штрафу (с 835 до 6095);

– на 26,2% сократилось число лиц, приговоренных к лишению свободы (с 8673 до 6871);

– судами было оправдано 743 человека, что на 55% больше, чем в 2014 г. Процент вынесения оправдательных приговоров в Казахстане впервые достиг 2,29%.

В 2015 г. на 14% увеличилось количество жалоб граждан и юридических лиц в прокуратуру РК на неправомерные действия и решения органов расследования. Впервые количество удовлетворенных жалоб (28 000 или 17%) превысило количество жалоб, по которым были приняты решения об отказе в их удовлетворении (24 000 или 15%).

В 2015 г. было удовлетворено 70% ходатайств об условно-досрочном освобождении, в результате чего количество отбывающих наказание в местах лишения свободы сократилось на 8000 человек и впервые в Казахстане стало менее 40 000 человек (39 945).

По данным Международного центра тюремных исследований ICPS за 2015 г. в Казахстане на 100 000 населения был 231 заключенный. По этому показателю РК впервые в своей истории вышла из списка 50 стран мира с самым высоким уровнем «тюремного населения», заняв в нем 55-е место. В России этот показатель равен 445 заключенным, и она уверенно занимает 11-е место.

В рейтинге стран мира, по индексу верховенства закона международной неправительственной организации WorldJusticeProject за 2015 г., Казахстан впервые в своей истории занял 65-е место, опередив на 10 пунктов Россию, занявшую соответственно 75-е место.

Таковы первые практические результаты работы в Казахстане по новому Уголовно-процессуальному кодексу.

Рассказать коллегам: