×

О законодательном усилении адвокатуры в казахстане

Предлагаю ознакомиться с хронологией реального законодательного усиления адвокатуры в Республики Казахстан: данный опыт может оказаться полезным для нашей страны
Фурлет Сергей
Фурлет Сергей
Адвокат АП г. Москвы
В конце 2014 г. и весной текущего года в РФ были инициированы законопроекты о наделении адвокатов правом получения сведений, составляющих охраняемые законом тайны, введении административной ответственность за игнорирование адвокатского запроса, которые законами так и не стали. В этой связи интересным и полезным будет ознакомиться с хронологией реального законодательного усиления адвокатуры в Республики Казахстан (далее – РК), завершившегося в основном в 2014 г. принятием нового УПК РК, наделившим казахстанских адвокатов такими правами, о которых в РФ даже никто и не упоминает.

12 декабря 1994 г. Президент утвердил государственную программу правовой реформы, закрепившую создание сильной самоуправляемой, эффективной и независимой адвокатуры, имеющей реальные гарантии невмешательства в ее деятельность, которая стала законодательным ориентиром возникновения современной адвокатуры РК.

16 июля 1997 г. введена уголовная ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите граждан в уголовном процессе либо иное нарушение самостоятельности и независимости такой деятельности, если они причинили существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, влекущие штраф в размере 500 месячных расчетных показателей (далее – МРП) или в размере зарплаты, или иного дохода осужденного за период до пяти месяцев либо ограничение свободы на срок до 3 лет (ст. 365 УК РК).

5 декабря 1997 г. принят Закон «Об адвокатской деятельности», закрепивший, в том числе, следующие гарантии деятельности адвокатов:
• недопустимость вмешательства в деятельность адвокатов органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судов, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц;

• допуск адвоката к государственным секретам, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, при необходимости этого для защиты или представительства в ходе дознания, предварительного следствия и в суде;

• запрет на отождествление адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь.

30 января 2001 г. введена административная ответственность должностных лиц за воспрепятствование законной деятельности адвоката, коллегии адвокатов, юридической консультации, адвокатской конторе, выразившееся в непредставлении или отказе представления необходимых документов, материалов или сведений в установленные законодательством сроки, если эти действия не имели признаков преступления, предусматривающая штраф в размере 20 МРП (ст. 523 КРК об АП).

3 июня 2003 г. Статья 17 Закона «Об адвокатской деятельности» была дополнена нормой о 10-ти суточном сроке исполнения адвокатского запроса.

5 мая 2009 г. Президентом РК одобрен «Национальный план действий в области прав человека в РК на 2009–2012 годы», разработанный Правительством и общественными организациями в сотрудничестве с Программой развития ООН. В плане было отмечено о фактической неизменности правового положения адвокатов РК со времен СССР, наличии обвинительного уклона в практике судов, который предлагалось изменить следующими законодательными мерами:
• ввести запрет на уголовное, гражданско-правовое и административное преследование адвокатов за действия, осуществляемые ими при выполнении своих обязанностей;

•  запретить проведение в отношении адвокатов производство ОРД;

• установить особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении адвокатов, предусматривающий гарантии от незаконного преследования;

• обеспечить адвокатам свободный доступ в здания правоохранительных органов и судов, отменив ведомственные ограничения;

• исключить зависимость адвоката от следователя в части возможности встреч с подзащитным, находящимся под стражей, по своему усмотрению;

• отменить назначение адвоката судом потому, что это противоречит принципу справедливости судебного слушания, в том случае, если обвиняемый имеет возможность воспользоваться адвокатом по своему выбору;

• отразить в законе все случаи, когда истребованные защитником сведения, документы и материалы, составляющие государственные секреты и охраняемые законом тайны, не могут быть представлены;

• расширить права адвокатов по сбору доказательств, документов и иных сведений с точки зрения признания их допустимыми.

24 августа 2009 г. Президент РК утвердил «Концепцию правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года», закрепившую следующие направления совершенствования уголовно-процессуального права:
• упрощение уголовного процесса, в том числе досудебного производства;

• расширение применения мер пресечения, альтернативных аресту, в том числе залога;

• введение новых институтов восстановительного правосудия, основанных на примирении сторон и возмещении причиненного вреда;

• расширение уголовного преследования и обвинения, осуществляемого в суде в частном и частно-публичном порядке;

• расширение категорий уголовных дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей;

• совершенствование механизмов предоставления квалифицированной юридической помощи по уголовным делам не только обвиняемым и подозреваемым, но и потерпевшим и свидетелям.

Концепция закрепила ведущую роль адвокатуры в системе правозащитных институтов, провозгласила ее ядром системы оказания гражданам юридической помощи и определила следующие направления совершенствования адвокатской деятельности:
•    повышение объема прав адвокатов как участников уголовного процесса;

•    совершенствование системы предоставления юридической помощи гражданам;

•    введение института обязательного страхования ответственности адвокатов.

11 декабря 2009 г. Законом № 230-IV, вступившим в действие с 1 января 2010г., в УК, УПК и Закон «Об адвокатской деятельности» были внесены следующие изменения:

1) ст. 365 УК РК дополнена ч. 2 об ответственности лиц, с использованием своего служебного положения, за воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, предусматривающей наказание в виде штрафа в размере от 500 до 700 МРП или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев либо лишения свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового;

2) в ст. 125 УПК РК, позволившие адвокатам:
• инициировать на договорной основе производство по уголовным делам судебных экспертиз;

• привлекать на договорной основе специалиста;

• опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к уголовному делу;

• представлять в качестве доказательств, сведения, предметы и документы, которые обязаны быть принятыми и приобщенными к материалам дела соответствующим протоколом на основании заявленных ходатайств;

3) в ст. 17 Закона «Об адвокатской деятельности», запретившие досмотр, осмотр, выемку, изъятия и проверку адвокатского делопроизводства, иных, связанных с ним документов, имущества адвоката (компьютерной техники, аудиоаппаратуры, средств мобильной связи).

3 июля 2013 г. Законом № 123-V внесены изменения и дополнения в ст. 71, 72, 80, 172 УПК РК и ст. 6 Закона РК «Об адвокатской деятельности», лишившие органы, ведущие уголовный процесс, назначать в качестве защитников и представителей конкретных адвокатов, а также рекомендовать кому-либо приглашение в качестве защитника определенное лицо. Эти функции были переданы профессиональным организациям адвокатов. Закон вступил в действие с 15 июля 2013 г.

4 июля 2014 г. Законом № 231-V принят новый УПК РК, вступивший в действие с 1 января 2015 г., который оставил за адвокатами все прежние права и наделил их дополнительными полномочиями, в том числе:

1) осуществлять защиту не только подозреваемого и обвиняемого, но и свидетеля, имеющего право на защиту – заподозренного свидетеля (ч. 1 ст. 66 УПК РК);

2) получать при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей запрашиваемые документы или их заверенные копии – в течение двух суток (ч. 3 ст. 122 УПК РК);

3) предоставлять лицу, осуществляющему досудебное расследование, предметы и документы, имеющие, по его мнению, значение для дела, которое обязано их принять и осмотреть с обязательным составлением протокола осмотра, независимо от его мнения об их значении для дела (ст. 261 УПК РК);

4) приобщать к уголовному делу собранные им доказательств, отказ в приобщении которых к делу прямо запрещен законом (ч. 2 ст.70 УПК РК);

5) ходатайствовать перед следственным судьей:
• об истребовании любых сведений, документов, предметов, необходимых для оказания юридической помощи и осуществления защиты;

• о назначении по делу необходимой судебной экспертизы;

• о приобщении к материалам дела заключения экспертизы, полученной им на договорной основе;

• о приобщении к материалам дела фактических данных, полученных им, в том числе с использованием научно-технических средств, при опросе лиц, которым что-либо известно об обстоятельствах дела;

• о принудительном приводе в орган, ведущий уголовный процесс, ранее опрошенного им свидетеля, обеспечение явки которого для дачи показаний затруднительно;

• об исполнении адвокатского запроса, если ему отказано в его исполнении или по нему не принято решение в течение трех суток;

• о назначении по делу экспертизы, если ранее по его ходатайству об этом ему было отказано или по нему не принято решение в течение трех суток;

• о приобщении к делу заключения экспертизы, полученной им на договорной основе из экспертного учреждения, если ранее ему в этом было отказано или по его ходатайству об этом по нему не принято решение в течение трех суток;

• о депонировании показаний свидетеля и потерпевшего;

6) при ознакомлении с материалами уголовного дела и протоколом судебного заседания:
• знакомиться по окончании расследования с материалами дела, все листы которого должны быть подшиты, пронумерованы, внесены в опись листов дела, прошнурованы и скреплены печатью следственного органа (ст. 296 УПК РК);

• на представление времени (не более трех суток), необходимого для подготовки письменного ходатайства, заявляемого после ознакомления со всеми материалами дела (ст. 297 УПК РК);

• на получение лично или через доступные средства связи, в течение суток копии постановления об отказе в удовлетворении ходатайства, заявленного после ознакомления со всеми материалами дела. Такой отказ в течение трех суток с момента получения данного постановления может быть обжалован защитником прокурору или в суд. До разрешения прокурором такой жалобы защитника, уголовное дело не подлежит направлению в суд (ст. 297 УПК РК);

• на обязательное получение от прокурора копии обвинительного акта (ст. 304 УПК РК);

• на проставление своих подписей в протоколе судебного заседания при ознакомлении с ним, а при ознакомлении с частью протокола судебного заседания, проставлять их в конце данной части (ст. 70 УПК РК);

7) установлены следующие, дополнительные гарантии деятельности адвокатов-защитников, а именно:
• запрет на проведение негласных следственных действий, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 232 УПК РФ);

• обязанность дознавателя, следователя, прокурора и суда заблаговременно уведомлять защитника о времени и месте производства процессуального действия с участием подзащитного, всех судебных заседаниях, связанных с рассмотрением его ходатайств и жалоб (ст. 70 УПК РК);

• в новых КРК об АП и УК РК, вступивших в действие с 1 января 2015 г. оставлены в прежнем виде: административная и уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению законной деятельности адвоката и адвокатским образованиям (ст. 668 КРК об АП и ст. 435 УК РК).

Таким образом, в Казахстане административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвоката в виде игнорирования исполнения адвокатского запроса была введена более 14 лет тому назад.

Рассказать коллегам: