×

От слов к делу

Практико-ориентированный подход в системе повышения профессиональной компетентности адвоката на примере тренинга «Следственные ошибки»
Толчина (Фетисова) Екатерина
Толчина (Фетисова) Екатерина
Адвокат АП УО, директор Института повышения квалификации адвокатов Ульяновской области
От уровня профессиональной компетентности адвоката напрямую зависит качество защиты прав и законных интересов его доверителей. Последствия неэффективной адвокатской защиты неминуемо наступают для тех, кого защищает адвокат. Под «удар» попадают жизни этих людей, а также их родных и близких. Именно поэтому повышение профессионального уровня не право, а безусловная обязанность любого адвоката.

Развитие системы повышения квалификации адвокатов, в том числе обучающих программ, курсов, тренингов для адвокатов, направленных на повышение их профессиональной компетентности, имеет особую ценность в укреплении авторитета адвокатского сообщества в целом.

Начиная с 2011 г. Институт повышения квалификации адвокатов Ульяновской области активно сотрудничает с Программным офисом Совета Европы в России, Российским филиалом Американской Ассоциацией юристов, благодаря чему все его тренеры имеют, в том числе международную сертификацию.

Полученные в ходе сотрудничества знания и навыки тренеры Института преобразовали в различные курсы для адвокатов: «Навыки адвокатского мастерства», «Практические аспекты успешного обращения в Европейский суд по правам человека», «Стандарты эффективного расследования по жалобам по статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод», «Практика Европейского суда по правам человека по делам о нарушениях прав и свобод человека в местах принудительного содержания», «Семейное право и права человека» и др.

Учитывая этот опыт сотрудничества, а также наличие у Института государственной лицензии на образовательную деятельность, с гордостью могу сказать, что по проекту «Семейное право и права человека» Институт повышения квалификации адвокатов Ульяновской области является официальным партнером Программного офиса Совета Европы. Это позволяет участникам данного курса в конце обучения получить не только удостоверения о повышении квалификации государственного образца, но и специальные сертификаты Совета Европы.

Идея тренинга «Следственные ошибки»
Идея создания тренинга для адвокатов «Следственные ошибки» появилась в 2011 г. Все началось с аналитического материала Института проблем правоприменения (The Institute for the Rule Of Law в составе Европейского университета в Санкт-Петербурге) «Обвинительный уклон в уголовном процессе: фактор прокурора».

Его результаты и стали для нас поводом к собственному исследованию правоприменительной практики по делам, где были допущены следственные ошибки.

За несколько лет работы над тренингом мы проанализировали исследования различных ученых и практиков в этой области: А.Б. Соловьёва, С.А. Шейфера, А.Д. Назарова, Ю.Н. Белозерова, В.В. Рябоконь и др., изучили судебную практику оправдательных приговоров, получили материалы наиболее интересных уголовных дел от адвокатов.

Нечеткое понимание адвокатами внутренних норм и ценностей профессионального адвокатского сообщества, сложная юридическая техника и терминология законов, зачастую недостаточный уровень квалификации сотрудников следственных органов – это лишь часть причин направления материалов уголовного дела с плохим качеством предварительного расследования в суд.

Цель нашего тренинга – повышение навыков адвокатского мастерства по уголовным делам и построение эффективной правовой защиты доверителей с использованием следственных ошибок, допущенных на предварительном следствии.

На основе реальных событий
В основе нашего тренинга «Следственные ошибки» лежат материалы реальных уголовных дел, закончившихся вынесением оправдательного приговора, которые были адаптированы нами под учебную работу с адвокатами.

Как на основе этих материалов выстроить эффективное сотрудничество с группой адвокатов в целях повышения их компетенций?

Первостепенную роль в достижении поставленных нами целей играют интерактивные формы и методы обучения (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга – т.е. методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой).

Интерактивные методы обучения наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Основано оно на собственном опыте участников тренинга, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта.

У адвокатов, зачастую привыкших работать в одиночку, появляется уникальная возможность на тренинге построить позицию по делу в профессиональной группе.

Эффективность такого обучения обеспечивается за счет более активного включения участников тренинга в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний «здесь и сейчас».

Тренерские презентации основных адвокатских навыков в форме лекции-визуализации с использованием слайдов и видеозаписей, например «Анализ дела и выработка позиции», закрепляются работой над учебным делом в малых группах. В процессе работы группа объединяется и представляет общую позицию по делу (по отзывам адвокатов, участвовавших в наших тренингах, такая форма работы позволяет им не только закрепить полученный навык на практике, но и наглядно показывает, насколько может измениться позиция по, казалось бы, однозначному делу, если ты работаешь в адвокатской группе и слышишь мнение коллеги. – Прим. авт.).

На тренинге «Следственные ошибки» участники получают удобную подробную классификацию следственных ошибок с их примерами из практики. К примеру, поиск следственных технико-технологических ошибок отрабатывается участниками тренинга на материалах реальных уголовных дел.

Каждый из участников, работая в малой группе с материалами уголовного дела и вырабатывая позицию по нему, получает возможность осознать уровень своей компетентности в завершении тренинга после «оглашения» приговора по его делу (по отзывам участников наших тренингов – в этом и смысл всего тренинга – самому осознать свою недостаточную компетентность и получить необходимые навыки, тренируясь в игровом формате, а не услышать обвинительный приговор по реальному делу, когда уже ничего не изменить. – Прим. авт.).

Авторы-исполнители.
Ведущие нашего тренинга – практикующие адвокаты и сертифицированные тренеры из Ульяновска и Санкт-Петербурга: Ирина Савельева, Юлия Корухова, Екатерина Толчина (Фетисова), Дмитрий Макаров, Евгений Богомолов, Юрий Хапалюк.

«Премьера» тренинга состоялась в 2013 г. в Палате адвокатов Самарской области. С того времени участниками наших тренингов были адвокаты из разных адвокатских палат страны. В марте 2015 г. тренинг был организован для сотрудников ПО «Комитет по предотвращению пыток» в Нижнем Новгороде.

Тренерская работа, выраженная в отработке адвокатских навыков, представляет собой авторский взгляд на проблемы следственных ошибок, их значимость, методы выявления и влияния их на построение стратегии защиты, направленной на оправдание и оправдательный приговор.

Практика показывает, что все, что мы даем участникам на тренинге «Следственные ошибки», – это реальный инструмент для ежедневной работы, комплекс основных тактических приемов для адвокатов, которые реально используются для эффективной защиты по уголовным делам.

Рассказать коллегам: