×
Сыюань Цзян
Сыюань Цзян
Заместитель начальника отдела сотрудничества Центра международной подготовки и сотрудничества для ШОС (Китай)

Переводчик: Касымов Ильмурат.

Основная работа по восстановлению и преобразованию деятельности адвокатов Китая проходила в несколько этапов.

Этап возобновления адвокатской деятельности
Этот этап начался с конца 1970 г. и продолжился до 1990 г. В 1980 г. было обнародовано «Временное положение для адвокатов», в котором четко устанавливались характер деятельности, обязанности, полномочия, задачи китайских адвокатов, требования к их квалификации и организационная структура их работы. Характер деятельности адвоката определяется как «государственный правовой работник», юридические нотариальные учреждения характеризуются в качестве «юридических консультационных бюро». Все управление, в том числе финансами, осуществляется государством.

В это же время были приняты «Уголовно-процессуальный закон КНР», «Гражданский процессуальный закон КНР» и Закон «Об административном судопроизводстве КНР», а также расширена сфера деятельности юристов и стимулировано развитие адвокатской системы. В июле 1986 г. была создана Общенациональная Всекитайская ассоциация адвокатов.

Общенациональная Всекитайская ассоциация адвокатов и местные ассоциации адвокатов являются основными организациями по самоконтролю адвокатов КНР.

Общенациональный конгресс адвокатов – высший орган организации – проводится раз в четыре года. По необходимости постоянный совет (комитет) ассоциации адвокатов решает вопрос о преждевременном созыве или продлении сроков проведения конгресса.
 
Представители Общенационального конгресса адвокатов избираются из членов конгресса адвокатов провинции, автономных районов и городов центрального подчинения, а также из членов совета ассоциации адвокатов провинции, автономных районов и городов центрального подчинения.

На конгрессе формируется совет, который избирает председателя, заместителей председателя и постоянный комитет.

Председатель Общенациональной Всекитайской ассоциации избирается на четыре года, он может быть переизбран, но не более двух раз.

Все вышесказанное заложило прочную основу для оздоровления и дальнейшего развития института адвокатуры.

Этап углубления реформ
Период с начала 1990-х гг. до начала XXI в. можно охарактеризовать как этап углубления реформ в области адвокатуры. Инициатором общей идеи этого направления выступила в июне 1993 г. Китайская народная прокуратура. В декабре того же года Государственный совет Китая одобрил план Министерства юстиции Китая «О дальнейшем углублении реформы юристов». В документе разъясняются руководящая идеология, цели и задачи реформы, а также меры по ее продвижению.

В результате реформы был снят ряд ограничений на юридические услуги адвокатов, а также пересмотрена концепция административных уровней и модели административной организации применительно к юристам. Адвокаты уже не являются государственными служащими и становятся юристами-практиками. Юридическая фирма теперь не выступает в качестве административного органа, учреждаемого исключительно государством, а в условиях социалистической рыночной экономики организует оказание юридических услуг посредством формирования государственных, кооперативных, партнерских отношений в различных формах и структурах. Система управления юристами представляет собой единую административную систему, которая изначально формирует судебный административный орган, управление ассоциацией юристов сочетается с системой административного управления.

С 1992 г. Китай начал расширять внешние связи с другими адвокатскими сообществами, позволяя иностранным, гонконгским и макаоским юридическим фирмам создавать офисы в стране. В 1996 г. Закон КНР «Об адвокатах» обобщил успешный опыт реформы и развития адвокатской системы. Он использовал положительные примеры иностранных юридических систем, учитывая при этом китайскую специфику.

Этап ускорения развития
С начала XXI в. до нынешнего времени продолжается этап ускоренного развития адвокатуры. В январе 2002 г. Министерство юстиции Китая сформулировало и обнародовало «Мнения о дальнейшем содействии реформе адвокатов» в целях достижения прогресса в построении социалистической демократии и правовой системы Китая, углубления реформы в новой ситуации, с которой сталкивается индустрия юридических услуг после вступления в ВТО. Выдвинуты следующие задачи: активно выполнять общественный долг, создать испытательный полигон для юристов компаний, улучшать и продолжать работы по подготовке юристов, совершенствовать систему адвокатской практики, а также механизм организации юридической фирмы, укреплять надзор за деятельностью юристов, создать систему страхования их ответственности. Для дальнейшего повышения качественного уровня и стандартизации оказания юридической помощи активно расширять сферу услуг адвокатов, совершенствовать их деятельность и выстраивать культуру поведения. К началу 2001 г. Китай отменил географические и количественные ограничения на создание представительств иностранных юридических фирм, а также юридических фирм Гонконга и Макао и сделал дальнейшие шаги к своей открытости. В 2007 г. был пересмотрен Закон об адвокатах КНР. Он прояснил основные идеи работы юристов на длительный период времени, отмечая выход китайских юристов на новый этап развития. Система юристов-социалистов с китайской спецификой все более совершенствовалась. 

Результаты развития адвокатской системы Китая
Армия адвокатов непрерывно крепнет. В последние годы число китайских юристов выросло в годовом исчислении на 20 000 человек, достигнув 328 000 в конце 2016 г. Практикующие адвокаты как главные действующие лица, в том числе и адвокаты- практиканты, общественные адвокаты, адвокаты компаний, адвокаты, предоставляющие правовую помощь населению, военные юристы и др. составляют армию юристов. Постоянное совершенствование команды юристов повысило качество обслуживания. Количество юридических фирм достигло более 26 000. Среди них – созданные на основе общего партнерства, специального общего партнерства, государственные предприятия, частные лица и другие виды. Они в значительной степени удовлетворяют разнообразные потребности клиентов. Появление известных, крупных, сильных фирм положило начало сотрудничеству на международной арене.

Эффективность роли юристов. Юристы Китая, участвуя в традиционных судебных делах, уделяют серьезное внимание развитию как судебному, так и не судебному делопроизводству. В основном, благодаря развитию внутреннего и зарубежного бизнеса, область юридического обслуживания распространяется на экономическое, социальное, культурное, экологическое строительство и другие аспекты. Многие адвокаты активно осуществляют уголовную защиту, выполняют гражданские, административные обязанности судебного агента, добросовестно выступают в роли юридических консультантов и решают другие вопросы, не связанные с судебными разбирательствами. В 2016 г. китайские юристы отработали более 3,54 млн дел, связанных с судебным разбирательством, и более 84 млн, не связанных с ним, провели почти 500 тыс. дел о правовой помощи и дали более 57 млн юридических консультаций. Юристы стали важным двигателем экономического и социального развития, а юридическая индустрия –   неотъемлемой частью современной сферы услуг.

Законы о юристах становятся все более совершенными. В апреле 2016 г. Генеральная канцелярия ЦК КПК и Государственный совет опубликовали «Мнения об углублении реформы системы юристов» и четко определили руководящую идеологию, основные принципы, цели развития и первоочередные меры для углубления реформы в сфере адвокатуры. В настоящее время на основе Закона об адвокатах сформированы нормативные правовые акты: «Практика управления адвокатской деятельностью», «Подход к управлению юридической фирмой» и более 20 других нормативных документов, направленных на систематизацию деятельности юристов, легализацию их работы и повышение уровня стандартов.

Адвокатура энергично движется к расширению внешних связей. Со времени вступления Китая в ВТО он прилагал большие усилия для строгого выполнения своих обязательств в рамках этой организации и активно содействовал открытию юридических услуг, а также ускоренному развитию иностранных юридических фирм в Китае. По состоянию на конец 2016 г. в общей сложности 255 юридических фирм из 22 стран и регионов создали 323 представительства в Китае (материковом), в том числе 259 представительств иностранных юридических фирм в Китае, 64 офиса фирм Гонконга. Общее число сотрудников, занятых в представительстве, по данным 2015 г., составило 2856, а общий доход равен 5,939 млрд юаней. Эти юридические фирмы и их представители в соответствии с положениями китайского законодательства предоставляют китайским и иностранным клиентам возможность получить соответствующие национальные и региональные юридические услуги, в том числе консультационные, получить помощь в составлении международных договоров.

Управление деятельностью адвокатов
Лицензия (разрешение) на занятие адвокатской практикой. За лицензией на занятие адвокатской практикой могут обращаться лица, которые соответствуют следующим условиям:
– поддерживают Конституцию КНР;
– имеют удостоверение адвоката;
– прошли стажировку в адвокатской конторе в течение года;
– зарекомендовали себя с положительной стороны.

Отказ в получении лицензии связан со следующими обстоятельствами:
– лицо является недееспособным или ограниченно дееспособным;
– лицо подвергалось уголовному наказанию, при этом исключение составляют совершившие неумышленные преступления;
– лицо было уволено с государственной службы либо его лицензия на занятие адвокатской деятельностью была отозвана.

Адвокаты по совместительству. Адвокатами по совместительству являются адвокаты, получившие лицензию на занятие адвокатской деятельностью, занимающиеся адвокатской практикой неполный рабочий день и в то же время не оставляющие свою основную работу (профессию). Согласно статистике соответствующих министерств, по состоянию на конец 2014 г. в Китае насчитывалось всего 10 545 адвокатов по совместительству, это составляет около 3,9% от общего количества адвокатов КНР.
  
В соответствии с положениями Закона об адвокатах адвокатской деятельностью по совместительству могут заниматься ученые-специалисты – сотрудники вузов, научно-исследовательских организаций, связанных с юридическим образованием, а также ведущих исследования в юридической сфере. Такое соединение науки с практикой способствует повышению качества юридического образования, воспитанию юридических кадров, необходимых для удовлетворения реальных потребностей в данной сфере. Соответствующий опыт имеется в Америке, Японии, Германии, Франции и во многих других развитых государствах.

Для получения разрешения на занятие адвокатской деятельностью по совместительству установлены те же требования, что и на приобретение лицензии. Существует немаловажный нюанс.
 
С тем чтобы обеспечить высокий уровень выполнения государственными служащими своих обязанностей, предотвратить злоупотребления ими своими должностными полномочиями в целях извлечения незаконного дохода, зарождение коррупции, им запрещено заниматься адвокатской деятельностью по совместительству.
 
Вместе с тем на практике есть немало примеров, когда государственные чиновники уходят с госслужбы и начинают заниматься адвокатской деятельностью, а также когда адвокаты избираются судьями. В июне 2016 г. канцелярия Центрального комитета Коммунистической партии Китая обнародовала «Метод открытого избрания из числа адвокатов и научных специалистов на должности законодательных работников, судей и прокуроров». В ст. 2 данного документа говорится: «Обладающие законодательной властью органы по организации юридической деятельности – Постоянный комитет ВСНП, юридические отделы правительства, народный суд, народая прокуратура путем открытых выборов избирают адвокатов и научных специалистов, соответствующих установленным требованиям, на должности законодательных работников, судей и прокуроров для создания команды по планированию, а также принятию соответствующих мер по реализации». И далее в ст. 4: «Народный суд и народная прокуратура при формировании своего состава резервируют определенное количество должностей в зависимости от фактической работы, которые будут заняты судьями и прокурорами из числа адвокатов и научных специалистов». 

Предоставление адвокатами юридической помощи. Статья 42 Закона об адвокатах определяет: «Адвокаты и адвокатские конторы должны принимать на себя обязательства по предоставлению юридической помощи в соответствии с правилами, установленными государством, выполнять свои обязанности и оказывать нуждающимся юридическую помощь».

Статья 4 Положения о юридической помощи КНР регулирует вопросы контроля за деятельностью адвокатов в этой сфере: «Юридический отдел Государственного совета КНР осуществляет надзор за оказанием юридической помощи по всей стране и руководит ею. На территориях выше уездного уровня надзор за оказанием юридической помощи в регионе и руководство соответствующими делами осуществляют юридические отделы народных правительств. В соответствии с положениями о предоставлении юридической помощи, содержащимися в уставах Общенациональной Всекитайской и местных ассоциаций адвокатов, ассоциации оказывают содействие в проведении работ по юридической помощи».

В данном Положении указано, что в качестве органа управления и надзора за оказанием юридической помощи выступает судебно-административное управление. Конкретные органы или работники не упомянуты. Вспомогательными рабочими органами являются Общенациональная Всекитайская ассоциация адвокатов и местные ассоциации.

8 сентября 2004 г. Министерство юстиции КНР обнародовало «Методы временного управления работами по развертыванию юридической помощи адвокатами и работниками юридических служб». В соответствии с его положениями адвокаты каждый год получают распоряжения от органов юридической помощи, касающиеся выполнения в обязательном порядке определенного количества дел, связанных с оказанием юридической помощи. Конкретное число дел утверждается в зависимости от реальной обстановки юридическими отделами на уровне провинции, автономной области и муниципалитета. При этом уточняются объем и степень необходимости оказания юридической помощи. Согласно вышеупомянутым документам, основная ответственность за юридическую помощь в Китае возлагается на государство, но адвокат является субъектом выполнения обязательства.

Правонарушения и юридическая ответственность адвокатов. Статьи 48 и 49 Закона КНР об адвокатах определяют незаконные действия и юридическую ответственность адвокатов. Особого внимания заслуживает ст. 49. В ней перечислены правонарушения, за которые юридический отдел при органах власти на уровне провинции, автономной области или муниципалитета приостанавливает разрешение на занятие адвокатской деятельностью сроком от шести месяцев до года и больше, а также налагает штраф в размере до 50 000 юаней. Если нарушение является серьезным, то юридический отдел при органах власти на уровне провинции, автономной области или муниципалитета должен аннулировать лицензию адвоката.

К указанным нарушениям относятся:
– несоблюдение нормативов, встречи с судьями, государственными прокурорами или третейскими судьями, а также с соответствующими сотрудниками или другими лицами, которые могут ненадлежащими методами влиять на законное ведение дела;
– дача взятки судьям, государственным прокурорам или третейским судьям, а также соответствующим сотрудникам, понуждение сторон к взятке;
– предоставление фальшивых материалов юридическому отделу или совершение других мошеннических действий;
– преднамеренное предоставление ложных доказательств или побуждение других лиц путем угроз предоставлять ложные доказательства, препятствование другой стороне получать доказательства;
– получение от другой стороны материальных ценностей или выгоды; злонамеренное соглашение с другой стороной или третьими лицами, направленное на ущемление интересов клиента;
– нарушение порядка в суде или арбитражном суде либо препятствование нормальному ведению суда или арбитража;
– побуждение стороны к разрешению спора незаконными средствами, такими как нарушение общественного порядка и угроза общественной безопасности;
– выступление с заявлениями, которые угрожают национальной безопасности, содержат злонамеренную клевету и серьезно нарушают порядок в суде;
– раскрытие адвокатом государственной тайны.

Если в действиях адвоката обнаруживается состав преступления, ответственность наступает в соответствии с уголовным законом. В случае применения к нему санкций юридический отдел лишает его лицензии на занятие адвокатской деятельностью.
 
Создание адвокатских контор
Для того чтобы учредить адвокатскую контору, необходимо соблюдение четырех условий. Она должна:
– иметь свое название, адрес и устав;
– располагать адвокатами, соответствующими законодательным требованиям;
– иметь в качестве учредителя адвоката, который обладает определенным опытом и в течение последних трех лет не подвергался наказанию или временно не был лишен разрешения на адвокатскую деятельность;
– обладать имуществом определенной стоимости, утвержденной административным (исполнительным) органом Государственного совета.

Партнерские адвокатские конторы. Они бывают двух видов – обычного и особого. Первые учреждаются на основе партнерского соглашения. Для них характерны совместные финансирование, управление, получение выгоды и ответственность за риски. Адвокатские конторы такого вида на данный момент представляют собой самую распространенную форму организации адвокатов в КНР. 
 
Партнерские конторы особого вида близки к форме иностранного товарищества с ограниченной ответственностью. 
 
Согласно Закону об адвокатах учреждение партнерских адвокатских контор обязательно должно соответствовать перечисленным выше условиям. Помимо этого, в конторе должно быть более трех адвокатов с опытом работы более трех лет в качестве партнера. 
 
Частные адвокатские конторы. Учреждение частной адвокатской конторы финансируется адвокатом; он несет за нее неограниченную ответственность. Согласно Закону об адвокатах учредитель частной адвокатской конторы, помимо того что должен полностью соответствовать общим требованиям, предъявляемым к учредителям, обязан иметь пятилетний опыт работы в данной сфере.

Учреждение филиала. Если сфера деятельности юридической конторы расширяется, она может учредить филиал. Заявление подается в юридический отдел при органах власти провинции, автономной области, муниципалитета, по месту, где предполагается создать филиал. Если при проверке заявления выявляется соответствие всем требованиям, установленным законом, юридический отдел выдает лицензию. Адвокатская контора несет ответственность по обязательствам своего филиала.

Адвокатские конторы, финансируемые государством. В период после восстановления системы адвокатов КНР юридические конторы с государственным финансированием были основной, даже можно сказать – единственной, формой организации адвокатских контор. Они сыграли важную роль в развитии института адвокатуры КНР. Однако по мере реформирования на первое место среди организационных форм постепенно вышли партнерские адвокатские конторы. А число контор с государственным финансированием день ото дня уменьшалось.
 
В настоящее время по всей стране насчитывается 13 096 юридических контор, из которых всего 470 юридических контор финансируется государством. Это составляет примерно 11,22 % от общего количества юридических контор.
 
Данная статистика показывает, что положение этих юридических контор сильно изменилось, они перешли от основной формы организации к дополнительной.

Незаконные действия юридической фирмы. Статья 50 Закона КНР об адвокатах устанавливает: «Если контора  совершила одно из указанных ниже действий, то юридический отдел при органах власти на уровне провинции, автономной области или муниципалитета приостанавливает разрешение на деятельность сроком от одного месяца до шести или более месяцев и может наложить штраф на сумму до 50 000 юаней. Если нарушение является серьезным, то юридический отдел при органах власти на уровне провинции, автономной области или муниципалитета должен аннулировать лицензию адвокатской конторы. Если действие содержит состав преступления, оно расследуется в соответствии с уголовным законом».

К противоправным действиям относятся:
– несоблюдение правил получения денег и доверенностей;
– изменение наименования, устава, партнерского соглашения, местонахождения, партнеров и т.д. с нарушением установленных правил;
– занятие предпринимательской деятельностью;
– клеветнические заявления в адрес других адвокатских контор, адвокатов или оплата услуг других лиц в целях переманивания клиентов;
– нарушение правил получения дела; 
– отказ от выполнения обязательств по оказанию юридической помощи;
– предоставление фальшивых материалов юридическому отделу или совершение иных мошеннических действий;
– проявление халатности в управлении адвокатской конторой, приведшее к серьезным последствиям.
 
Проблемы, возникающие в процессе развития адвокатуры КНР
Развитие адвокатуры КНР по-прежнему остается важной задачей. Объективные потребности социально-экономического развития и строительства правового общества диктуют необходимость создания более полноценного рынка юридических услуг.
 
Например, общий объем услуг еще недостаточен. Доля юристов составляет от общей численности населения всего лишь две десятитысячные, что не способствует удовлетворению растущего спроса населения на юридические услуги.

Региональное распределение неодинаково. Юристы в основном сосредоточены в больших городах. Наблюдается несбалансированное развитие восточной, западной и центральной частей. Все еще существует проблема нехватки юридических услуг в низовых и слаборазвитых районах.

Недостаточно урегулирована организация деятельности. Невысок уровень специализации профессиональных юристов. Существует большая нехватка кадров в сфере международного права и тех, кто хорошо знаком с международным судопроизводством.  Еще не сформированы команды юристов с рациональной структурой, где использовались бы преимущества для взаимодополнения.

Китай заостряет свое внимание на существующих проблемах в развитии деятельности юристов, готов предпринять эффективные меры, способствующие непрерывному продвижению вперед.

х х х

В качестве общего примечания к статье хотелось бы остановиться на расценках на услуги адвокатов.  
 
В разных частях Китая они сильно отличаются друг от друга, их трудно сопоставить. В качестве примера можно привести стандартные цены органа управления юстиции и органа управления цен г. Шанхая 2009 г.

1.Выступление в гражданских делах, административных делах, делах по искам государства, связанным с имуществом. Сумма оплаты зависит от ценовых сборов:
– от 100 тыс. юаней и ниже – коэффициент частичного сбора составляет 9–12%;
– от 100 тыс. до 1 млн – коэффициент частичного сбора – 5–7%;
– от 1 млн до 10 млн – коэффициент частичного сбора – 3–5%;
– от 10 млн до 100 млн – коэффициент частичного сбора – 1–3%;
– от 100 млн и выше – коэффициент частичного сбора – 0,5–1%.

2. Повременная оплата. Выступление в качестве доверенного лица в уголовных, гражданских, административных делах и в делах, связанных с государственной компенсацией, а также при представлении интересов в ходе апелляции судебных дел разных видов стандарты почасовой оплаты составляют 200–300 юаней в час.
  
Кроме указанных выше стандартов, есть еще и другие: оплата за представление интересов во второй инстанции, пересмотр смертной казни, разбирательство дела в кассационном порядке. 

3. Оплата труда адвокатов за предоставление бесплатной юридической помощи.
Как пример приведем некоторые положения Методов возмещения субсидий по юридической помощи г. Пекина.
 
Статья 3. Данный метод включает в себя такие затраты, сделанные в ходе предоставления юридической помощи, как транспорт, командировки, печатание материалов, питание, проверка доказательств и др.

Например, если лицо, предоставляющее юридическую помощь, было вынуждено обратиться к услугам переводчика, то затраты на переводчика оно берет на себя, а затем подает соответствующие материалы органам управления, после чего органы производят возмещение.

Статья 4. Юридическое консультирование населения при помощи интернета и обычным способом или бесплатное предоставление услуги по написанию жалоб для нуждающихся в юридической помощи оплачивается из расчета 150 юаней за каждый рабочий день.

Статья 5. Определение стандартов субсидии на уголовные дела зависит от этапа расследования. На этапе предварительного расследования так же, как и на этапе рассмотрения возбужденного дела, субсидия составляет 1200 юаней. Этапы разбора дела в первой инстанции, второго слушания дела, разбирательства дела в кассационном порядке субсидируются в размере 2000 юаней.

Если получатель одновременно предоставляет уголовную защиту и является доверенным лицом по гражданскому делу, соответствующие стандарты субсидий увеличиваются на 20%.

Статья 6. Участие адвоката в гражданском деле независимо от этапа субсидируется в размере 2000 юаней. Исключение:
– исполнение гражданских дел (1000 юаней);
– представление интересов потерпевших в уголовных делах, в гражданских делах (2000 юаней).

При представлении интересов одного и того же потерпевшего лица в уголовном и гражданском деле субсидии повышаются на 20%.

Статья 7. Выступление доверенным лицом в трудовых арбитражах и арбитражах по разрешению споров между гражданами субсидируется в размере 2000 юаней.

Рассказать коллегам: