×

Поддержка экспорта

О предоставлении субсидий из федерального бюджета в целях компенсации расходов на зарубежное патентование российских разработок
Смирнова Екатерина
Смирнова Екатерина
Руководитель практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры»
17 июня 2016 г. Правительством было принято Постановление № 548, утвердившее «Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат, связанных с уплатой пошлин при патентовании российских разработок производителей и экспортеров за рубежом». Постановление вступает в силу 30 июня 2016 года.

Постановление принято в ходе реализации плана мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1128-р). В целях ее реализации также происходит общее взаимодействие Роспатента и Российского экспортного центра.

Текст Постановления подготовлен Минпромторгом во исполнение перечня поручений Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета 25 ноября 2015 г. (№ Пр-2654ГС от 21 декабря 2015 г., абз. 3 подп. «г» п. 1).

Цель предоставления субсидии: косвенное субсидирование российских производителей и экспортеров посредством компенсации затрат организации, оказывающей услуги по подготовке заявок на выдачу международных патентов (далее – оператор) на уплату за пользователей международных пошлин (РСТ), национальных пошлин (при переходе на национальные стадии), пошлин за поддержание патента в силе (не более чем в течение первых трех лет действия патента). При этом субсидии не покрывают банковские комиссии.

Пользователь – субъект малого и среднего предпринимательства, ИП или физическое лицо, зарегистрированные на территории РФ, являющиеся производителями или экспортерами на территории РФ и заключившие с оператором договор об оказании услуг по патентованию за рубежом.

Субсидии предоставляются на основании договора между Министерством промышленности и торговли и российским юридическим лицом, отобранным в предусмотренном Минпромторгом порядке. На сегодняшний день порядок не установлен. По моему мнению, разумным и планомерным шагом стало бы создание реестра операторов.

В любом случае оператор должен удовлетворять ряду требований:
1. Отсутствие задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ.
2. Наличие в штате не менее трех патентных поверенных со специализацией «Изобретения и полезные модели», с непрерывным стажем работы у оператора не менее шести месяцев, для которых место работы является основным.
3. Не менее чем 50 международных заявок в соответствии с РСТ за последние три года.
4. Не менее 100 подготовленных и поданных в Роспатент заявок на выдачу патента на изобретение или полезную модель.

Одним из обязательных условий договора с Минпромторгом является согласие на проведение Министерством проверок соблюдения оператором условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Кроме того, договором в обязательном порядке устанавливаются показатели эффективности использования субсидии и санкции на случай их недостижения.

Предоставленные субсидии подлежат возврату:
1. По требованию Минпромторга в случае установления факта условий предоставления субсидии.
2. В случае наличия остатков на конец финансового года в соответствии с бюджетным законодательством (п. 5 ст. 242 БК РФ).
3. В случае если на 1 февраля года, следующего за отчетным годом (по смыслу бюджетного законодательства – текущего финансового года), доля международных заявок, не получивших положительного отчета (положительный отчет – отчет, содержащий заключение международного поискового органа о патентоспособности), превысит 10% общего количества заявок, средства субсидии, полученные оператором на уплату пошлин по международным заявкам, по которым нет положительного заключения, возвращаются в федеральный бюджет в части, превышающей 10% заявок.

В данном случае остается неясным, каким образом отбираются заявки, превышающие 10%, по которым происходит возврат. Тем более, учитывая неэквивалентность заявок.

Речь может идти не о количестве заявок, а о затраченных бюджетных средствах. То есть, если на заявки с отрицательным исходом потрачено менее 10% общего числа затраченных средств, то ничего по этому основанию не возвращается. Если же потрачено больше 10% на отрицательные заявки (например, 15%), то возвращается сумма, превышающая 10% (то есть 5%).


Рассказать коллегам: