×

Повышаются риски

Обзор изменений законодательства о банкротстве в части привлечения к ответственности контролирующих лиц
Улезко Александра
Улезко Александра
Старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры»

Внесены изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).1 В числе прочего скорректированы положения, посвященные ответственности контролирующих лиц, – в Закон о банкротстве введена гл. III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве». Поправки вступили в силу с 30 июля 2017 г. за исключением отдельных положений2.

1. Предусмотрена обязанность руководителя компании по раскрытию информации
Законом введено положение о том, что руководитель юридического лица при возникновении признаков банкротства (неисполнения денежных обязательств в течение трех месяцев) или обстоятельств, влекущих право или обязанность должника на подачу заявления о банкротстве в суд, должен включить сведения о наличии таких обстоятельств в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в течение 10 рабочих дней с даты, когда ему стало или должно было стать известно об их возникновении.

2. Появилась обязанность учредителей и собственника имущества должника по решению вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве
Статья 9 Закона о банкротстве дополнена обязанностью лиц, имеющих право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), либо иных контролирующих должника лиц потребовать проведения общего собрания для принятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании компании банкротом, если руководитель должника не исполнил обязанность по обращению в суд с заявлением и обстоятельства, влекущие эту обязанность, не устранены в течение 10 календарных дней. Неисполнение данной обязанности влечет субсидиарную ответственность лиц, которые должны были инициировать общее собрание.

3. Уточнено понятие контролирующего лица
В соответствии с Законом № 266-ФЗ лицо является контролирующим должника, если оно имеет либо имело не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства3, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять его действия.

Введены презумпции, в соответствии с которыми при недоказанности иного предполагается, что лицо являлось контролирующим. Если оно:

─ являлось руководителем должника или управляющей организации, членом исполнительного органа, ликвидатором, членом ликвидационной комиссии;

─ имело право совместно либо с заинтересованными лицами распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций, или более чем половиной долей уставного капитала, или более чем половиной голосов в общем собрании участников либо имело право назначать руководителя должника;

─ извлекало выгоду из незаконного или недобросовестного поведения лиц, уполномоченных выступать от имени компании, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия компании.

Арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника по иным основаниям4.

Ответственность за отсутствие, неполноту или искажение информации, содержащейся в документах бухгалтерского учета и (или) отчетности, теперь наступает не только для лиц, организующих ведение бухгалтерского учета (руководителя), но и для тех, кто ведет бухгалтерский учет (как правило, таким лицом является главный бухгалтер).

В соответствии с п. 9 ст. 61.11 Закона о банкротстве в новой редакции, если лицо докажет, что оно фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность должника, и предоставит сведения, позволяющие установить фактически контролировавшее должника лицо, обнаружить скрывавшееся последним имущество должника или контролирующего лица, суд вправе уменьшить размер ответственности или освободить такое лицо от субсидиарной ответственности.

4. Дополнены основания привлечения к субсидиарной ответственности
Появились новые презумпции, в соответствии с которыми предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий (бездействия) контролирующего должника лица, что влечет субсидиарную ответственность5, если:

─ документы, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют либо искажены;

─ на дату возбуждения дела о банкротстве не внесены подлежащие обязательному внесению сведения либо внесены недостоверные сведения о компании в Единый государственный реестр юридических лиц и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Введено новое положение о том, что контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность в случае, если после появления признаков неплатежеспособности такое лицо совершило действия (бездействие), существенно ухудшившие финансовое положение должника6.

5. Бремя доказывания оснований привлечения к ответственности
Нововведением является то, что при непредставлении отзыва на заявление о привлечении к ответственности по неуважительным причинам или явной неполноте возражений относительно предъявленных требований бремя доказывания отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности может быть возложено судом на лицо, привлекаемое к такой ответственности.

6. Размер субсидиарной ответственности
Законом изменены положения о размере субсидиарной ответственности контролирующего лица:

─ в размер субсидиарной ответственности контролирующего лица не включаются требования к должнику, принадлежащие этому лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам;

─ при привлечении к субсидиарной ответственности за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд или созыву заседания для решения вопроса об обращении в суд размер ответственности равен размеру обязательств должника, возникших после истечения срока для исполнения соответствующей обязанности и до возбуждения дела о банкротстве (возврата заявления о признании должника банкротом); в этом случае в размер ответственности не включаются обязательства, до возникновения которых конкурсный кредитор знал или должен был знать о том, что имели место основания для возникновения обязанности по подаче заявления о банкротстве в суд.

7. Ответственность за нарушение законодательства о банкротстве в виде взыскания убытков
Законом № 266-ФЗ предусмотрено, что в случае нарушения контролирующими должника лицами или гражданином-должником положений законодательства о банкротстве, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения. Эти правила применяются также в случае, если должник не оспорил необоснованные требования кредиторов, предъявленные до или после возбуждения дела о банкротстве, вне производства по делу о банкротстве.

8. Срок на подачу заявления о привлечении к ответственности
Заявление о привлечении к ответственности может быть подано в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве7, а также после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также в случае возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом.

Как и ранее, заявление о привлечении к ответственности может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата заявления о признании должника банкротом)8. Закон № 266-ФЗ дополнил данную норму тем, что заявление о привлечении к ответственности не может быть подано позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.

9. Обеспечительные меры
Установлено, что арбитражный суд вправе наложить арест на имущество, принадлежащее лицам, в отношении которых привлекаемое к ответственности лицо является контролирующим по причине распоряжения самостоятельно или совместно с заинтересованными лицами 50 и более процентами голосов либо имеет право назначать (избирать) руководителя такого лица.

10. Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности
Закон устанавливает особенности распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.9 После обязательного опубликования арбитражным управляющим сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве кредиторы вправе направить арбитражному управляющему заявление о выборе одного из способов распоряжения правом требования. Такими способами могут быть:

─ взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры банкротства;

─ продажа требования в порядке, установленном законодательством о банкротстве;

─ уступка кредитору части требования в размере требования кредитора.

11. Мировое соглашение
Закон устанавливает, что по спору о привлечении к субсидиарной ответственности может быть заключено мировое соглашение по правилам арбитражного процессуального законодательства при условии раскрытия ответчиком сведений об имуществе в размере, достаточном для исполнения соглашения. Мировое соглашение заключается в отношении всех лиц на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности, и в отношении всех лиц на стороне лица, привлекаемого к ответственности. При этом допускается прощение долга отдельными кредиторами.

12. Вознаграждение арбитражного управляющего
Статья 20.6 Закона о банкротстве дополнена пунктом, в соответствии с которым сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего подлежит удержанию из суммы, поступившей в конкурсную массу в связи с исполнением судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, в размере 30%, включая расходы на выплату вознаграждения лицам, привлеченным арбитражным управляющим для оказания услуг, способствовавших привлечению к субсидиарной ответственности.

Применение Закона о банкротстве в редакции изменений Закона № 266-ФЗ, с одной стороны, может повысить процент удовлетворения требований кредиторов в делах о банкротстве. С другой стороны, увеличиваются риски лиц, входящих в состав менеджмента компании, которые осуществляют прямой и косвенный контроль над юридическими лицами. В целях минимизации рисков необходимо тщательно оценивать принимаемые управленческие решения на предмет их соответствия законодательству о банкротстве.


1  29 июля 2017 г. принят Федеральный закон № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 266-ФЗ).

2 Законом определено, что рассмотрение заявлений, поданных после 1 июля 2017 г., о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, указанным в ст. 10 Закона о банкротстве, действовавшей до внесения изменений Законом № 266-ФЗ, производится по правилам Закона о банкротстве с учетом изменений. Установлены и иные особенности применения Закона о банкротстве в новой редакции. По общему правилу изменения в части материально-правовых оснований привлечения к субсидиарной ответственности применяются к тем действиям контролирующих лиц, которые имели место после вступления в силу Закона № 266-ФЗ, т.е. после 30 июля 2017 г.

3 Ранее в Законе о банкротстве содержалась иная формулировка начала отсчета указанного срока: «менее чем за три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом».

4 Согласно Закону № 266-ФЗ к контролирующим должника лицам не могут быть отнесены лица, если такое отнесение связано исключительно с прямым владением менее чем 10% уставного капитала компании и получением обычного дохода, связанного с этим владением.

5 В соответствии с Законом о банкротстве в редакции Федерального закона № 266-ФЗ субсидиарная ответственность наступает, если действия контролирующего лица стали причиной невозможности полного погашения требований кредиторов. В ранее действовавшей редакции субсидиарную ответственность влекло признание должника несостоятельным (банкротом) вследствие действий (бездействия) контролирующих лиц.

6 Ранее такой подход поддерживался на уровне Верховного Суда РФ (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2016 г. по делу № 302-ЭС14-1472).

7 Ранее такие заявления могли быть поданы в ходе внешнего управления и конкурсного производства.

8 Если лицо узнало или должно было узнать об основаниях привлечения к субсидиарной ответственности после завершения производства по делу о банкротстве, то заявление может быть подано не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства.

9 Данные правила не применяются к делам о банкротстве застройщиков, финансовых и кредитных организаций. В таких делах суммы по требованиям о привлечении к ответственности подлежат взысканию в рамках дела о банкротстве или права требования подлежат реализации по правилам Закона о банкротстве об уступке прав требования в рамках конкурсного производства.

Рассказать коллегам: