×

Разработан профессиональным сообществом

О законопроекте, предусматривающем упрощенную процедуру банкротства физических лиц
Егоров Сергей
Егоров Сергей
Управляющий партнер АБ «ЕМПП»
На базе общероссийского профсоюза арбитражных управляющих (ОРПАУ) разработан законопроект об упрощенной процедуре банкротства физических лиц (текст имеется в распоряжении «АГ»). Суть законопроекта сводится к тому, что из общей массы должников – потенциальных банкротов предлагается выделить группу граждан, не имеющих серьезных доходов и имущества для финансирования процедуры своего банкротства. В отношении таких должников при определенных условиях будет возможно применение упрощенной процедуры банкротства с меньшим объемом работы для финансового управляющего, а значит и меньшим размером затрат на его вознаграждение.

Предполагается, что с учетом объема работы по таким процедурам финансовые управляющие смогут вести параллельно несколько таких процедур, что позволит установить вознаграждение за работу финансового управляющего в сумме 10 000 руб. за всю процедуру банкротства. Напомним, что одной из причин, по которым действующий Закон о банкротстве физических лиц так и не заработал в полную силу, эксперты считают несоразмерность трудозатрат финансового управляющего в деле о банкротстве должника-гражданина и установленного законом размера его вознаграждения за всю процедуру – те же 10 000 руб.

Арбитражные управляющие вынуждены отказываться от подобной работы еще и потому, что риски получить в деле о банкротстве административный штраф по формальным основаниям, не причинившим ущерба кредиторам (например, за незначительное нарушение процедурных сроков), достаточно существенны. Нижняя граница такого штрафа начинается от 25 000 руб., а повторное получение административного наказания влечет дисквалификацию с последующим отстранением арбитражного управляющего от работы в делах о банкротстве на срок от шести месяцев до трех лет.

В отношении должников по упрощенной процедуре также предполагается сократить иные издержки в деле о банкротстве, в частности, отменить необходимость публикаций в «Коммерсанте» (стоимость публикации составляет в среднем 9000 руб.) и кратно уменьшить пошлину за подачу заявления должника о своем банкротстве, которая в настоящий момент составляет 6000 руб.

Должник, претендующий на упрощенную процедуру своего банкротства, должен соответствовать следующим условиям:
1) размер задолженности – не менее 50 000 руб. и не более 1 млн руб., при этом в течение 6 месяцев, предшествующих подаче заявления о банкротстве, возникло не более четверти из указанных денежных обязательств;

2) число кредиторов – не более 10;

3) нет требований, обеспеченных залогом;

4) ежемесячный доход должника за шесть месяцев до подачи заявления о банкротстве не превышал трехкратный размер прожиточного минимума должника и его иждивенцев;

5) гражданин не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение одного года, предшествующего подаче заявления о банкротстве;

6) средний остаток средств по банковским счетам должника не превышал за последние шесть месяцев 50 000 рублей;

7) отсутствие у гражданина недвижимого имущества, кроме единственного жилья;

8) общая стоимость имущества гражданина заведомо не превышает 500 000 рублей;

9) гражданин не совершал подозрительных сделок, не менял место жительства, не состоял в браке более трех лет, не является участником коммерческой организации и не имеет судимости.

Для применения упрощенной процедуры банкротства необходимо наличие всех вышеуказанных условий в совокупности.

Указанные условия и ограничения направлены на недопущение возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных должников, которые могут воспользоваться упрощенной процедурой банкротства для обмана своих кредиторов и списания своих долгов в обход общей процедуры банкротства.

Подать заявление по упрощенной процедуре вправе только сам должник. К заявлению прикладывается минимум документов. За указание в заявлении должника заведомо ложных сведений законопроектом предлагается ввести административную и уголовную ответственность.

Финансовый управляющий обязан формально проверить достоверность сообщенных должником данных из открытых источников. В случае выявления обмана со стороны должника финансовый управляющий ходатайствует о прекращении упрощенной процедуры банкротства и обращается в правоохранительные органы с заявлением о привлечении гражданина-должника к предусмотренной законом ответственности за указание в заявлении о банкротстве заведомо недостоверных сведений.

При отсутствии обоснованных возражений со стороны установившихся кредиторов банкрота должник предполагается добросовестным и его задолженность по итогам продажи имущества списывается арбитражным судом. Если в течение одного года после завершения упрощенной процедуры банкротства выяснится, что должник ввел кредиторов и суд в заблуждение, завершенное дело о банкротстве должника может быть пересмотрено в общем порядке.

В целом мы поддерживаем предлагаемые нововведения законопроекта. Новая процедура должна стать более доступной для социально незащищенных граждан-банкротов, что позволит им в более простом и быстром порядке списать неподъемную задолженность и продолжить жить и работать с чистого листа. В СМИ появились комментарии о том, что сокращенные сроки упрощенной процедуры могут повлечь проблемы для кредиторов, которые могут не успеть предъявить свои претензии к должнику. Однако, на наш взгляд, законопроект в этом аспекте сбалансирован: не сократив сроки процедуры, нельзя уменьшить ее стоимость. Также существовал довод о том, что 50 000 рублей – это слишком низкий порог для входа в упрощенную процедуру банкротства, его необходимо увеличить, иначе этим могут воспользоваться недобросовестные должники, скрывающие свои истинные активы. С этим доводом мы также не можем согласиться, поскольку законопроект, помимо размера задолженности, предъявляет к должнику, претендующему на упрощенную процедуру, ряд других условий, которые должны отсечь заведомо недобросовестных банкротов со значительными активами. Кроме того, в рамках общей процедуры банкротства должник может подать сам на себя заявление, вообще не имея созревшей задолженности (п. 2 ст. 213.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и эта норма пока не вызывала у экспертов нареканий.

Важно отметить, что законопроект разработан профессиональным сообществом арбитражных управляющих, а значит, исходит из живой практики применения Закона о банкротстве. Во всяком случае, если законопроект на практике заработает неправильно, например, нагрузит управляющих нерентабельной работой, то искать виноватых им придется уже среди своих представителей.

Рассказать коллегам: