×

Реальные и мнимые проблемы доступности нотариуса на малонаселенных территориях

Предложение наделить глав городских округов правом совершать нотариальные действия в случае отсутствия в поселении нотариуса несет в себе значительные риски.
Кравченко Марина
Кравченко Марина
Пресс-секретарь Федеральной нотариальной палаты
Магаданская областная Дума внесла в Госдуму законопроект, который, как полагают его авторы, «позволит обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере нотариата независимо от статуса муниципального образования».

Изменения, которые предлагается внести в ст. 1, 37 и 39 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и в ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сводятся к дополнению городскими округами перечня поселений, где в отсутствие нотариуса его полномочия может осуществлять глава местной администрации.

Потребность в совершении нотариальных действий представителями ОМСУ возникла там, где в малонаселенных или труднодоступных местностях в силу объективных причин нет постоянного присутствия нотариуса, а потребность в срочных нотариальных действиях может возникнуть. Так же как подобное право дано капитанам судов, главврачам больниц, командирам воинских частей, консульским службам за границей.

Сегодня практически все нотариальные округа на территории Российской Федерации обеспечены присутствием нотариуса, что позволяет гражданам иметь доступ к нотариальной деятельности. Для этого Федеральной нотариальной палатой была разработана и утверждена Программа поддержки нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях. Эта программа, финансируемая нотариатом, подразумевает целый комплекс мер для того, чтобы вакантные должности были заполнены везде (в том числе и с помощью прямого субсидирования), чтобы оказывать поддержку в организации выездного нотариального обслуживания в удаленных местностях на территории нотариального округа и т.д.

В то же время существует печальная статистика по количеству нарушений прав граждан, законных интересов собственников, возникших в силу низкой юридической квалификации (или вообще отсутствия таковой) чиновников ОМСУ, отсутствия у них доступа к Единой информационной системе нотариата и системе межведомственного электронного взаимодействия, а самое главное – отсутствия контроля за совершением ими нотариальных действий и ответственности за допущенные ошибки и причиненный этим вред. Более того, как показывает судебная практика, в силу указанных причин возможностью совершения нотариальных действий представителями ОМСУ часто пользовались в мошеннических и прочих криминальных целях. По этим причинам законодателем недавно была ограничена возможность совершения нотариальных действий должностными лицами ОМСУ, чтобы хоть как-то уменьшить вал недобросовестных или неверно совершенных действий.

Даже в настоящий момент в ряде регионов, в том числе в Магаданской области, где появилась такая инициатива, сведения о совершенных должностными лицами ОМСУ нотариальных действиях не направляются в нотариальные палаты для внесения в Единую информационную систему, то есть не только отсутствует контроль, но и нарушаются требования закона, а граждане, которые пользуются такими «квазинотариальными» действиями, рискуют тем, что их права будут нарушены впоследствии, а их действия могут быть оспорены.

Как показывают статистика и судебная практика, юридическая подготовка должностных лиц ОМСУ находится на низком уровне, а в большинстве случаев отсутствует вовсе, так как закон не предусматривает требования о наличии у таких лиц юридического образования. Это не позволяет им грамотно удостоверять юридически значимые акты. Более того, существует серьезная проблема отсутствия у них квалифицированной усиленной электронной подписи, доступа к Системе межведомственного электронного взаимодействия, Единой информационной системе нотариата. Те сведения о совершенных нотариальных действиях, которые должны направляться ими в региональные нотариальные палаты для внесения в Единую информационную систему нотариата, массово направляются с нарушением сроков, не в полном виде или не направляются вообще, что создает высокие риски нарушения прав граждан, а также возникновения недостоверности данных государственных реестров. Это несет в себе последующие высокие риски для участников гражданского оборота.

В тех областях и краях, где нотариальным палатам удалось наладить взаимопонимание с органами власти региона, выстроить конструктивное сотрудничество и руководство региона, понимая социальную значимость обеспечения доступа к нотариальным действиям, оказывает соответствующую помощь (например, в выделении помещений под нотариальные конторы, в содействии решению проблем обеспечения транспортом для выезда/вылета в удаленные районы и т.п.), обсуждаемые вопросы содействия решаются быстро и эффективно, как, например, в Красноярском крае, где тоже есть множество труднодоступных и малонаселенных районов.

Обсуждаемая инициатива вызвана искусственными причинами, а именно переводом небольших поселков в статус городских поселений (именно в Магаданской области). Но при этом, естественно, возникает запрет (в силу закона) должностным лицам ОМСУ совершать нотариальные действия, так как подразумевается, что городское поселение в силу закона и соответствующих квот обеспечено должным доступом к нотариальным действиям. Ввиду такого произвольного подхода к статусу поселений возникла надуманная проблема с доступностью нотариуса, как, впрочем, могут возникнуть проблемы и в других сферах, в том числе прямым образом связанных с бюджетным финансированием: медицинское обслуживание, образование и т.п.

В случае реализации такой инициативы возникнет реальная опасность массового совершения нотариальных действий должностными лицами ОМСУ в небольших городских поселениях, например в центральной части России, где ближайший нотариус находится в считаных километрах. Естественно, это будет прямой угрозой для защиты прав и законных интересов граждан, достоверности данных государственных реестров. Кроме того, расширение возможности совершения нотариальных действий не нотариусом, а третьими лицами, тем более должностными лицами ОМСУ, содержит в себе высокий риск коррупционных проявлений.

Бывает, что люди не могут в определенных, в том числе экстремальных, ситуациях обратиться к нотариусу – например, в больницах, на кораблях, в воинских частях и т.п. Существует объективная проблема оперативного доступа к нотариальным действиям на удаленных и малонаселенных территориях, в том числе на стойбищах, буровых и т.п. Сегодня нотариат реализует соответствующую программу обеспечения нотариальной помощью граждан на таких территориях, которая включает в себя и плановое выездное обслуживание граждан нотариусом. Для внепланового нотариального обслуживания граждан именно на таких территориях или для соответствующих ситуаций предусмотрена законом возможность совершения нотариальных действий иными должностными лицами, в том числе и должностными лицами ОМСУ.

Рассказать коллегам: