×

Сближение мвд и фнс

Наблюдается тенденция к увеличению количества уголовных дел по налоговым преступлениям и более тесному сотрудничеству налоговых инспекций с правоохранительными органами
Кузьмина Анастасия
Кузьмина Анастасия
Старший юрист Capital Legal Services

15 августа Министерство внутренних дел РФ опубликовало приказ, которым определяется порядок представления органами внутренних дел результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с документом в налоговый орган могут направляться полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий результаты ОРД при условии отсутствия угрозы причинения вреда интересам оперативно-служебной деятельности.

Этот приказ обсуждается в юридическом сообществе уже давно. Его проект появился еще в феврале 2016 г. Между тем его содержание носит процедурный характер реализации обмена информацией между правоохранительными и налоговыми органами, поэтому оценку документу стоит давать скорее не с точки зрения отраженного в нем набора действий, а целей его принятия и тенденции в целом. Не секрет, что последние несколько лет наблюдаются увеличение количества уголовных дел по налоговым преступлениям и сближение налоговых инспекций с правоохранительными органами.

Так, например, недавно было опубликовано Письмо ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13 июля 2017 г. по вопросу повышения эффективности взаимодействия налоговых и следственных органов по выявлению и расследованию преступлений в сфере налогообложения. Данным письмом направляются методические рекомендации для территориальных налоговых и следственных органов Следственного комитета РФ по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов.

С конца 2014 г. были внесены изменения в порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, в соответствии с которыми поводом для возбуждения дела могут быть не только материалы налоговых проверок, но и любая поступившая информация о налоговых нарушениях. На практике это привело к тому, что налоговые проверки стали сопровождаться приходом не только инспектора, но и правоохранительных органов, которые, не дожидаясь результатов проверки и вступления решения в законную силу, проводят параллельные следственные действия. Это оказывает серьезное давление на должностных лиц компании.

Издается все больше подзаконных актов, которые направлены на взаимодействие двух ведомств в борьбе с налоговыми злоупотреблениями.

Так, в 2015 г. издается Инструкция по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденная Генпрокуратурой России № 286, ФНС России № ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 8 июня 2015 г.

Далее ФНС России выпускает Письмо от 2 июня 2016 г. № ГД-4-8/9849, посвященное организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений. В июле 2017 г. ФНС России еще раз отмечает важность при планировании и координации контрольных мероприятий рассмотрения возможности привлечения правоохранительных органов1. Таким образом, приказ, который недавно был опубликован, является лишь логическим продолжением уже заданной тенденции взаимодействия двух ведомств.

Стоит отметить, что налоговые органы и ранее использовали для целей расширения доказательственной базы в ходе проверок и «давления на налогоплательщиков» ресурсы правоохранительных органов и собирали дополнительные данные с их помощью. В отсутствие четкого регулирования данного вопроса в налоговом законодательстве судебная практика, в рамках которой компании оспаривали использование ОРД в ходе налоговых проверок, складывалась противоречиво. Однако были решения и в пользу налогоплательщиков. Например, в 2013 г. суды отмечали, что результаты ОРД могут быть лишь основанием для проведения мероприятий налогового контроля по установленной процедуре, но сами по себе не могут служить подтверждением какого-либо факта (см. дело ООО «ДРАФТ» – Постановление ФАС Московского округа от 28 января 2013 г. по делу № А40-62435/12-116-140)2.

Практика 2017 г. показывает кардинально противоположный подход. Например, в деле ПАО «Нижнекамскнефтехим» суд отклонил ссылки компании о недопустимости положения в основу решения налогового органа результатов ОРД, полученных правоохранительными органами в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Суд при этом, обосновывая законность действий налоговой инспекции, сослался именно на ведомственные акты МВД России и ФНС России о порядке их взаимодействия.

Таким образом, несмотря на то что приказ закрепляет процессуальный характер документов, направляемых в налоговую по итогам ОРД, и формализует порядок взаимодействия органов, намечается опасная тенденция использования таких материалов.

Во-первых, ввиду возможной недостаточной экспертизы правоохранителей по налоговым делам в налоговую инспекцию могут быть представлены сведения в отношении налогоплательщиков в отсутствие на то оснований, что приведет к росту налоговых проверок.

Во-вторых, результаты ОРД могут быть использованы в целях давления на налогоплательщиков в рамках проверок, а также даже в отсутствие доказательственного основания иметь дополнительный негативный эффект для судьи, рассматривающего налоговый спор.

Посмотрим, как будет складываться правоприменительная практика и позволит ли она обеспечить баланс публичных интересов и интересов налогоплательщиков в данном вопросе.


1 См. Приказ Федеральной налоговой службы от 10 июля 2017 г. № ММВ-7-15/542@ «Об организации пилотного проекта по централизации отдельных функций по контрольной и аналитической работе в территориальных налоговых органах».

2 См. также п. 45 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации». ВАС РФ отмечал, что материалы, полученные в результате ОРД, могут использоваться в числе других доказательств, если они получены в установленном законом порядке.

Рассказать коллегам: