×

Сми и адвокаты: любить нельзя избегать

Нужен ли адвокату PR? Как стать брендом и завоевать доверие? Где находится грань между профессиональными фобиями и реальными опасностями в массмедиа для адвокатов? Какие ошибки не следует допускать в общении с журналистами?
Арих Андрей
Арих Андрей
журналист, руководитель отдела по связям с общественностью Юридической группы «Яковлев и Партнеры»
Попробуем разобраться в тонких гранях публичности и актуальных вопросах взаимодействия адвокатуры со СМИ.

Путь к сердцу доверителя
В такой консервативной среде, как юридический бизнес, компании, адвокатские образования, частнопрактикующие юристы и адвокаты значительно ограничены в способах продвижения. Прямая реклама может вызвать обратный эффект и отторжение, а PR в СМИ неоднократно доказывал свою состоятельность в течение последнего десятилетия.

Роль СМИ для юристов в современных реалиях трудно переоценить: пресса, радио, телевидение, интернет, а также соцмедиа являются важными инструментами продвижения в условиях высокой конкуренции, которая усложняется экономической ситуацией, падающей платежеспособностью и более избирательным подходом клиентов. Присутствие в информационном пространстве имеет значение для любого бизнеса, но в случае с интеллектуальными услугами роль медийности возрастает вдвойне и приобретает принципиальный характер. Причина заключается в том, что СМИ позволяют заявить о своей экспертности широкой аудитории, в то время как одним из наиболее верных и эффективных способов продвижения для юристов и адвокатов считается именно демонстрация компетенции.

Экспертные комментарии, обзорные и аналитические статьи, профессиональные блоги, тематические программы и передачи – все эти и другие форматы присутствия в СМИ наилучшим образом формируют юридический бренд, подчеркивают компетентность, увеличивают кредит доверия и повышают клиентскую лояльность. Причем важно отметить, что по соотношению затраченных усилий и достигнутого результата у этого инструмента продвижения нет равных: один короткий комментарий может охватить огромную аудиторию читателей, в тысячи раз превосходящую аудиторию сайта, брошюры или присутствующих на конференции.

Главное отличие любой услуги от товара состоит в том, что она неосязаема, ее нельзя потрогать, посмотреть, оценить ее внешний вид или вкус, – отсюда принципиальное отличие в маркетинге. В процессе выбора заказчик закономерно испытывает неуверенность и сомнение, особенно если речь идет о такой интеллектуальной, дорогостоящей и высокорисковой услуге, как юридическая. Как правило, к своему будущему защитнику тщательно присматриваются, многократно перепроверяют свои доводы, сопоставляют их с мнением окружающих, подкрепляют собственную интуицию фактами, наблюдениями, взвешивают все за и против – вот почему каждая деталь может сыграть решающую роль (разумеется, речь не идет об адвокатах по назначению).

Ни один товар не вызывает такой заинтересованности покупателя в истории происхождения бренда, команде производителей, их биографии, образовании, опыте и репутации, отзывах и рекомендациях, как услуга, особенно юридическая, и тем более – представительство в суде. Оценить товар намного проще – он имеет материальную форму и конкретные свойства. Каковы же будут характеристики услуги, придет ли удовлетворение от качества ее оказания и каков будет результат – большой вопрос, ответ на который можно получить только по прошествии времени. Заказчик услуги должен либо доверять, либо не доверять – отсюда и слово «доверитель» в адвокатской лексике.

Проще всего довериться юристу или адвокату тогда, когда ему поверили другие. Если адвоката признали в экспертном сообществе, к его мнению обращаются, к словам прислушиваются, то у доверителя будет намного меньше вопросов. Частая цитируемость в СМИ позволяет также вести более агрессивную ценовую политику, когда статьи и экспертные комментарии, выступления на радио и ТВ становятся подтверждением высокого класса и безупречной репутации и формируют добавленную стоимость продукта.

Даже если согласиться со скептиками и допустить, что PR в СМИ не дает большого притока новых клиентов – он скорее готовит плодородную почву для дальнейших продаж, то оспаривать поддержание лояльности текущих клиентов бессмысленно. Магия голубого экрана работает незаметно, но безотказно и позволяет дать понять доверителю, что выбор сделан правильно, а стоимость услуг неслучайна. Таким образом, помимо широкого охвата аудитории и повышения узнаваемости бренда, присутствие в СМИ формирует добавленную стоимость ваших услуг и является формальным признаком принадлежности к «лучшим из лучших». Паблисити и экспертность – это путь к сердцу доверителя. В то время как здравый рассудок оценивает бюджет сотрудничества, сердце делает свой выбор.

Взаимовыгодное сотрудничество
Несмотря на очевидные преимущества присутствия в СМИ, в адвокатуре до сих пор бытует расхожее мнение о том, что любая публичная активность противоестественна, неэффективна и противоречит нравственным идеалам адвокатской профессии. Такое архаического восприятие своего амплуа буквально разбивается о камни современной рыночной действительности.

Никто не отменял требований к качеству выполняемой работы и соблюдению этики,  в том числе для «публичных адвокатов», и вовсе не следует подменять одно понятие другим. Публичность не замещает основные критерии качества оказания юридических услуг и остальные конкурентные преимущества. Именно в совокупности с этическими нормами и успешным представительством интересов доверителей в судах экспертность в СМИ многократно увеличивает громкость сарафанного радио, которое всегда было и будет главным инструментом продаж в юриспруденции, вне зависимости от веяний времени и современных трендов.

Ключ к пониманию преимуществ позиционирования в СМИ на фоне надуманных и реальных угроз скрывается в способности отличать экспертность от бахвальства, пустословия и болтовни, в результате чего притесняются подлинные этические нормы и моральные принципы работы адвоката, провозглашенные еще во времена присяжной адвокатуры. Экспертность – это демонстрация знаний, способность мыслить и анализировать с высоты профессионального опыта, делать прогнозы и давать собственную оценку происходящим событиям, причем не всем подряд, а из области своей профессиональной компетенции. В такой парадигме отношений с массмедиа нет ничего противоречащего адвокатской этике, а иногда наоборот: подтверждение некоего высшего предназначения адвоката, осуществление некоей миссионерской деятельности, направленной на повышение общественного правосознания.

Посудите сами: и адвокатура, и журналистика – древнейшие профессии, которые испокон веков стояли у истоков прав и свобод человека. По сей день сильная адвокатура, а также непоколебимость свободы слова и информации считаются неотъемлемыми атрибутами любого правового государства, без которых немыслима современная демократия. Когда представители обеих профессий работают в симбиозе, на основании взаимного уважения и интереса, соблюдая этические нормы одного и другого профессиональных сообществ, тогда такое сотрудничество приносит только пользу им самим и окружающему обществу. На мой взгляд, сегодня сотрудничество журналистов и адвокатов особенно важно для обеспечения верховенства права, повышения правовой культуры, укрепления государственности, законности, гласности и других обязательных институтов гражданского общества.

Обоюдный интерес в сотрудничестве с позиции СМИ выражается в том, что адвокаты зачастую могут знать больше остальных, так как они вращаются в деловых кругах, имеют доступ к ньюсмейкерам и конфиденциальной информации. Представители адвокатской профессии хорошо чувствуют изменения и тенденции в сферах своих профессиональных интересов, могут анализировать происходящие события, перспективы и последствия, делать прогнозы и выводы; они понимают конъюнктуру рынка, повестку дня, держат нос по ветру и постоянно отслеживают изменения законодательной базы и судебной практики, зачастую являющиеся предвестниками или даже главными импульсами серьезных перемен в деловой среде.

Юристы и адвокаты – всегда желанные поставщики информации, вдумчивые и информированные спикеры, однако они стеснены обязательствами перед клиентами, а адвокаты – еще и перед профессией (Кодекс профессиональной этики адвоката). Именно способность найти компромисс между сводом этических правил и предписаний, интересами клиентов и чаяниями общественности в лице журналистов формирует наиболее успешную модель сосуществования СМИ и юристов.

Опасности и меры предосторожности
О каких обязательствах идет речь и какие существуют опасности на пути к народной славе? Вопрос о потенциальных рисках публичности для адвоката правильнее рассматривать в контексте истории российской адвокатуры и норм профессиональной этики – так получится глубже окунуться в систему ценностей корпорации, существующей со времен Российской империи.

Богатые традиции адвокатской профессии были заложены при Александре II – во времена судебной реформы 1864 г., а затем доводились до совершенства на протяжении более полувека в период «присяжной» адвокатуры вплоть до революции 1917 г. Даже в тяжелый для отечественной адвокатуры советский период – с жесткой иерархией и вертикалью власти, возросшим административным властным контролем, когда притеснялись принципы независимости и самоуправления корпорации, или в противоположный, но не менее сложный «вольный» период адвокатуры, когда, казалось бы, корпорация не справлялась с обрушившейся на нее свободой, вседозволенностью и частично утратила контроль, основная часть адвокатов всегда оставалась верна идеалам своей профессии. Нормы поведения адвоката закреплены в Кодексе профессиональной этики адвоката, который продемонстрировал невероятную преемственность сквозь века. Основные пункты современного документа, принятые на I Всероссийском съезде адвокатов в 2003 г., практически идентичны положениям института присяжных поверенных полуторавековой давности.

Сегодня адвокаты по-прежнему играют важнейшую социальную роль, обеспечивают верховенство закона, соблюдение прав и свобод граждан. Это привилегированное, интеллигентное, образованное сословие является лакмусовой бумажкой сильного гражданского общества, неотъемлемым атрибутом современного правового государства, но оно не было бы таковым, если бы не понятие чести и достоинства, а также строгие этические требования, которые предъявляются принесшим однажды присягу.

Абстрагируясь от всего, что не применимо к теме статьи, следует отдельно остановиться на пунктах, имеющих отношение к публичности. Примечательно, что в конце 2016 г. были приняты отдельные правила поведения адвокатов в сети «Интернет», что особенно актуально для тех, кто проявляет активность в соцмедиа или работает в целом над паблисити. Безусловными приоритетами для любого представителя адвокатской профессии являются соблюдение интересов доверителя и сохранение конфиденциальности информации. Сведения, полученные защитником в рамках осуществления своих профессиональных функций, представляют собой адвокатскую тайну, охраняются законом и не подлежат разглашению никогда и ни при каких обстоятельствах, если на то нет письменного разрешения доверителя.

Разумеется, когда адвокаты взаимодействуют со СМИ, риск предоставления конфиденциальной информации выходит на первый план, поэтому если вы даете публичные комментарии, то вам следует отдавать себе отчет, какая информация подлежит разглашению, а какая может навредить дальнейшему ходу судебного процесса или нарушить интересы доверителя. Будьте внимательны и четко обозначайте границы допустимого журналистам, а еще лучше – не искушайте СМИ лишними фактами даже off the record.

Информационное сопровождение судебных процессов, привлечение внимания общественности и давление на суд посредством формирования соответствующего общественного мнения – тема очень деликатная и заслуживает отдельной статьи. Поначалу вам следует выработать для себя железное правило: не комментировать ничего по судебному процессу, в котором вы участвуете, чтобы наверняка уберечь себя от досадных промахов. На первых порах следовало бы ограничиться исключительно общими правовыми вопросами, чтобы набить руку и почувствовать себя увереннее, после чего можно будет выходить на новый уровень. Помните, что доверие клиента крайне тяжело заслужить и легко в одночасье потерять!

Также не следует забывать про нормы поведения и морали, если вы носите статус адвоката и являетесь частью корпорации с такой богатой историей. Прежде всего воздерживайтесь от политических комментариев, призывов к национальной, религиозной розни и ко всему, что противоречит не только этическим нормам профессии, но и здравому смыслу, а уж тем более действующему законодательству. Относитесь внимательно к безосновательным обвинениям и в целом публичной критике, ведь она зачастую может сыграть с вами злую шутку.

Среди опасностей, которые подстерегают адвокатов, я бы выделил относящиеся напрямую к этике и нормам поведения, и отдельно – тяготеющие к фобиям и предрассудкам. Среди последних: опасение, что комментарий будет истолкован как правовое заключение и воспринят как руководство к действию; опасение, что комментарий не будет достаточно глубоким и исчерпывающим; особняком стоит фобия недостатка информации и незнания всех обстоятельств дела, не позволяющая зачастую давать собственные оценки происходящему; в конце концов, обычная неуверенность перед камерой, микрофоном и большой аудиторией СМИ.

На каждый случай предусмотрены отдельные рецепты. Например, если вы чувствуете, что вам не хватает исходных данных для формирования своего экспертного мнения относительно того или иногда вопроса, ничего не мешает вам произнести фразы «исходя из имеющейся информации», «опираясь на имеющиеся в открытом доступе факты», «можно предположить, что» и т.д. Любые ваши догадки приветствуются, даже если вы не можете утверждать однозначно, – важен именно ход вашей мысли и приводимые аргументы. Предложите несколько вариантов развития событий, используйте обтекаемые фразы, избегайте категоричности, обрисуйте возможные перспективы, исходя из различных обстоятельств.

Не бойтесь рассуждать вслух, ведь именно за мнением и обращаются к профессионалам. Помните, что корреспондент может сам посмотреть закон, ему не нужен дословный пересказ кодекса, но у журналиста нет такого опыта и прикладных знаний – вот в чем принципиальное отличие между вами! Ну а что касается неуверенности перед камерой, то зарубите себе на носу: нет ни одного журналиста, который не был бы заинтересован в качестве готовящегося сюжета. Если это запись, то в нее попадут только ваши лучшие фразы без ошибок и оговорок, а если прямой эфир, то вам обязательно помогут не растеряться и не станут заваливать неудобными вопросами, потому что вы с журналистами – в одной лодке.

Адвокаты – всегда блестящие ораторы. В XIX в. и вовсе существовал отдельный пласт искусства, включающий в себя судебные речи таких видных деятелей, как Кони, Плевако и др. Помните, что выступать в суде намного сложнее, потому что обстановка там более напряженная и менее дружелюбная. На вас волком смотрят оппоненты, глаз не спускает суд, причем каждое слово может иметь серьезнейшие процессуальные последствия для вас и вашего доверителя. Если вы справляетесь со стрессом судебных заседаний, то общение со СМИ не вызовет у вас никаких проблем, а доставит лишь удовольствие. Настройте себя на позитивный лад, и все у вас получится!

Если же ничего поделать со страхом публичных выступлений вы не можете, то следует заняться совершенствованием этого навыка целенаправленно. Он пригодится вам не только в общении со СМИ, но и в рамках деловых мероприятий, конференций, семинаров, круглых столов, переговоров.

Работа над распространенными ошибками
Если вы уже встали на путь публичности и вас не надо переубеждать в пользе общения со СМИ, помогать избавиться от фобий и предрассудков или, наоборот, предостерегать от реальных опасностей, вы наверняка задаетесь вопросом, как повысить эффективность взаимодействия с журналистами и увеличить цитируемость. Предлагаю разобрать наиболее частые ошибки, которые препятствуют дальнейшему развитию отношений со СМИ и повышению эффективности совместной работы.

Для начала представьте себя на месте журналиста… Какие требования лично вы предъявляли бы к спикеру? Как бы вы хотели, чтобы с вами общались? Какие качества для вас были бы принципиально важны? Смею вас заверить, что примерно на 70–80% вы окажетесь правы и, возможно, частично упустите из виду кое-какие нюансы и подробности. В искусстве нравиться журналистам нет ничего сверхъестественного, и все рекомендации – из области банальной эрудиции и человеческих отношений. Если вы умеете нравиться своим клиентам, то вы точно сумеете понравиться и журналистам.

Итак, какие ошибки встречаются чаще всего?

•     Несоблюдение сроков подготовки
Это самая банальная и непростительная ошибка, которую вы можете допустить, и она обеспечит вам место в «черном списке» даже при прочих преимуществах. Дело в том, что специально ради вас никто не будет отодвигать сдачу номера в печать – особенно когда речь идет о ежедневной деловой прессе. Опоздание журналиста может нарушить весь технологический процесс, и газета вовремя не успеет к утренней чашечке кофе – это равносильно стихийному бедствию. О прямых эфирах на радио и ТВ вовсе говорить не стоит... В интернете тоже все не так просто: борьба во всемирной паутине идет уже не на минуты, как на ТВ, а на секунды – такова плотность информационного потока в информационных агентствах, онлайн-версиях СМИ и соцмедиа, конкуренция между которыми взвинтила оперативность новостей до небывалых темпов.

Одним словом, никогда не нарушайте дедлайн, а если уж ситуация безвыходная, то всегда предупреждайте журналистов как можно раньше, чтобы они смогли найти альтернативу. Эксперты часто ставятся в жесткие временные рамки, но следует понимать, что оперативность и пунктуальность – ваши главные конкурентные преимущества. Журналисты ненавидят, когда эксперты позволяют себе опоздания, и нередко это заканчивается мораторием на общение с непунктуальными спикерами. Не стоит также тянуть до последнего: чем быстрее вы подготовите комментарий, тем удобнее с вами работать и тем больше вероятность обращений к вам в дальнейшем.

•     Медленное реагирование
Кто хочет – ищет возможность, кто не хочет – ищет причину. Даже при очень большой загруженности нужно учиться находить время и для работы со СМИ. Помните: это часть вашей профессиональной деятельности.

Быстро отреагировать – это уже половина успеха, потому что даже в случае отказа вы зарекомендуете себя как человека, на которого всегда можно положиться. Даже ответ «извините, не могу, в другой раз» закрепит за вами право на следующий запрос – вы оставите за собой дверь открытой. Еще лучше – рекомендация другого спикера, пусть и конкурента. Но абсолютно недопустимо согласиться и не выполнить взятые на себя обязательства в срок или просто проигнорировать и отмолчаться. Пару таких писем в никуда, и вас более не будут утруждать просьбами. Когда сроки горят, хочется обращаться только к тем, кто ценит твое время.

Рекомендую:
– использовать оперативные средства связи – мессенджеры. Кто бы мог подумать – телефонная связь уходит в прошлое. Каждый новый мессенджер увеличивает прямо пропорционально количество активных контактов среди журналистов и, как следствие,  количество входящих запросов, потому что «на вкус и цвет товарищей нет»: кто-то использует WhatsApp, кто-то Telegram, кто-то общается через мессенджер соцсети, Viber или Skype, а кто-то до сих пор предпочитает Mail.Ru-агент;
– поддерживайте в актуальном состоянии свои аккаунты в социальных сетях или как минимум имейте их всегда под рукой в рабочем состоянии, потому что они уже давно превратились в почтовые ящики.

Разумеется, ни то, ни другое невозможно без смартфона. Если у вас нет смартфона, то это первая проблема, которую вам следует устранить.

Отдельно хотелось бы заострить внимание на контактах в нерабочее время – будьте на связи и днем, и ночью, чтобы вас можно было найти 24/7. Очень часто журналисты обращаются к экспертам после 18:00, когда работа в большинстве офисов подходит к концу. Независимо от того, где вы находитесь, ваш телефон должен быть включен и вы должны быть на связи (хорошо тем, у кого есть пиарщик – он не ответит только в коме или под наркозом).

•     Неинформативное содержание
– отвечайте коротко и по существу;
– не надо цитировать закон – журналисты сами могут посмотреть его в интернете;
– рассуждения, размышления, мнения, предположения, аргументы, доводы, прогнозы – одним словом, ваша точка зрения, даже когда нет никаких подробностей, – это то, что отличает вас от остальной серой массы, дает право называться экспертом;
– избегайте сухих, теоретизированных фраз, ломящихся от терминов и профессионализмов. Изъясняйтесь понятным языком, используя прием «объясни своей бабушке» (если она не судья в отставке или заслуженный юрист России).
Разумеется, речь не идет о специализированных юридических СМИ, с ними все проще, и вы можете дать волю всему своему юридическому эго.

•     Неправильный формат
Правильно оформляйте письменно свои статьи и комментарии: не забывайте указывать ФИО, должность, название компании и контакты для обратной связи.
– не надо выдумывать косвенную речь за журналиста, просто приведите свою прямую речь;
– никакого PDF «для красоты» – файл должен быть редактируемым;
– помните, что комментарий – это не статья. Слишком короткие и слишком длинные комментарии нежелательны.

Отдельно хотелось бы заострить внимание на объеме, потому что он всегда вызывает вопросы. Для каждого эксперта объем комментария – понятие индивидуальное. В случае с комментариями он обычно не регламентируется журналистами и остается на усмотрение спикера. Оптимальный размер – 2–3 абзаца, если нет жестких требований.

При подготовке комментария необходимо исходить из того, сколько лично вам понадобится печатных знаков, чтобы раскрыть в общих чертах тему, принимая во внимание установленные сроки и основываясь на собственном опыте, желании высказаться и личной интуиции. Комментарий должен получиться лаконичным, доходчивым, но в то же время содержательным (не стоит растекаться мыслью по древу, крайне желательны конкретные аргументы, доводы, а особенно примеры из практики).

•     Продакт-плейсмент
– не путайте экспертный комментарий с пресс-релизом и не вздумайте продвигать свою фирму скрытым или – тем более – открытым способом, иначе ваш комментарий отправится в корзину;
– отвечайте только по существу заданных вопросов и не заменяйте ответы своей обширной биографией и портфолио; примеры из практики могут быть, но без злоупотреблений, конкретных названий и имен.

•     Игра «в два конца»
Избегайте ситуаций, когда вы играете «в два конца» или даже в несколько: например, готовите одно и то же сразу для нескольких изданий, раскидываете в разные источники одновременно. Уважайте право и стремление каждого СМИ быть первым и эксклюзивным.

•     Эгоизм и тщеславие
Нет, вы не один! В России более 70 тысяч адвокатов, а количество юристов не поддается подсчету. Журналисту ничего не стоит позвонить другому. Подумайте лучше, чем вы можете приятно удивить и как сделать так, чтобы в следующий раз позвонили именно вам.

•     Грубость и бестактность
В случае если экспертный комментарий был передан неверно, лучше спокойно договориться с журналистом о том, чтобы подобная ситуация больше не повторилась. Не стоит вступать в конфликт, ругаться и угрожать. Если ошибка журналиста серьезная, стоит прибегнуть к регламенту опровержения – цивилизованными методами через обращение к главному редактору. Без лишних сложностей, как правило, можно исправить информацию в онлайн-версии СМИ, а ведь именно там комментарий продолжает жить, индексироваться в поисковых сетях и появляться через поисковые запросы, в отличие от, например, газеты, которая живет практически один день.

Не выясняйте отношения в случае срыва публикации. Одна из основных ошибок при выстраивании отношений со СМИ – это требование, связанное с обязательным использованием комментария в статье журналиста. Если ваш комментарий не был опубликован, это не повод для выяснения отношений. Такое иногда случается, и причины бывают разные. Например, редакция может в последний момент снять комментарий ввиду сокращения размера статьи, а иногда даже и целой статьи (отчего, возможно, не в восторге и сам автор, ведь он тоже работал, потратил свое время); а возможно, предоставленные вами сведения были не совсем интересными и полезными. В данном случае лучше подумать, как не допустить ошибок в следующий раз, – поинтересуйтесь аккуратно, чем вызвана причина и что вы можете в себе исправить. Поверьте, журналист сам неловко чувствует себя в подобных ситуациях и приносит свои извинения. И если вы проявите понимание и такт, то в следующий раз к вам непременно обратятся.

•     Снобизм, занудство и крючкотворство
Если к вам обратились за комментарием, то не думайте, что дело в шляпе, никаких гарантий публикации по-прежнему нет, и худшее, что вы можете сделать в данной конкретной ситуации, и на будущее в том числе, – замучить журналиста согласованиями и бессмысленными исправлениями, потому что «вам так кажется лучше». Возьмите себя в руки и умерьте свою юридическую дотошность.

Рекомендации по повышению эффективности работы со СМИ
Если вы будете иметь в виду наиболее частые ошибки, о которых мы поговорили выше, качество взаимодействия с журналистами непременно возрастет. Обратите также внимание на несколько рекомендаций по повышению эффективности работы со СМИ, приведенных ниже.

Придумывайте инфоповоды сами и помогайте журналистам держать руку на пульсе. Никто лучше вас не знает о готовящихся изменениях в законодательстве и их возможном влиянии на бизнес и обычных граждан, об интересных делах и прецедентах в судебной практике, о готовящихся сделках и т.д. Своевременно (день в день) предоставленная информация может стать поводом для публикации, и в благодарность за инсайт вам обязательно будет предоставлено эксклюзивное право выступить в материале экспертом.

Помните, что в редакцию каждый день приходят шаблонные сообщения о готовности комментировать те или иные вопросы, но они сразу отправляются в корзину. Не вызывайте аллергию у журналистов, на засоряйте их почтовые ящики. Лучше предоставьте эксклюзивную информацию или предложите инфоповод – вот это будет настоящим залогом будущих деловых отношений.

Будьте естественны, открыты и дружелюбны: чем проще с вами общаться, тем лучше. Проявляйте вежливость и уважительность – и к вам потянутся люди. Понятно, четко, доступно излагайте свои мысли и помните, что не все обязаны разбираться в юриспруденции на одном с вами уровне. В общении с журналистами будьте так же ответственны, как в общении с клиентами: желание расставить приоритеты в пользу клиентов абсолютно естественно и неоспоримо, но журналисты тоже не должны страдать – иначе к вам не будут обращаться.

Оказывайте знаки внимания: не только на Новый год, но и на день рождения, профессиональные праздники – День журналиста, День радио, День ТВ, День печати. Будьте отзывчивы и приходите на помощь, когда это нужно, – безвозмездно, в залог будущих отношений, это важно! Продемонстрировав готовность помочь, предоставив дополнительную информацию или разъяснив сложные моменты, вы заслужите репутационные очки в свою копилку и наверняка выделитесь на фоне остальных.

Всегда задавайте себе вопрос, почему журналисты должны обращаться именно к вам. Сформулируйте для себя несколько отличительных принципов и следуйте им, несмотря на цейтноты и загруженность. Взаимодействие со СМИ – это часть вашей каждодневной работы, и если вы настроены на успех, то вам с журналистами по пути. Лично я точки и запятые расставил давно: юристы и СМИ – верные союзники, поэтому – любить, нельзя избегать!

В следующей статье мы поговорим о пользе соцмедиа для юристов и адвокатов и практических рекомендациях работы в этой новой для юридического бизнеса среде обитания. В прежние годы присутствие в социальных сетях и «новых медиа» могло способствовать девальвации юридического бренда, но сегодня это открывает новые возможности. Не замечать этот потенциал сегодня – значит проигрывать.


Рассказать коллегам: