×

Современные технологии в арбитраже

Об электронной системе для рассмотрения споров в арбитраже Арбитражного центра при Институте современного арбитража
Кролл Мартин
Кролл Мартин
Cпециалист Административного аппарата в Арбитражном центре при Институте современного арбитража

Современные технологии в последнее время активно обсуждаются в юридическом сообществе. Всеобщее внимание привлекает как правовой статус новых технологий (например, Bitcoin и blockchain), так и внедрение высоких технологий в юридическую деятельность (предлагается использовать искусственный интеллект для разрешения споров).

Tech Crunch – крупнейшее западное интернет-издание о современных технологиях – уже в конце 2014 г. заявило о буме в сфере разработки программного обеспечения, используемого в рамках предоставления юридических услуг1. Для описания высоких технологий в сфере права и юридической профессии появился специальный термин – лигалтех (от англ. legal technology). В феврале 2015 г. Forbes сообщал о сотнях лигалтех-стартапов, при этом обращая внимание на то, что юристы относятся к предлагаемым инновациям консервативно и не спешат активно внедрять их в свою деятельность2.

1 декабря 2017 г. в Москве прошла конференция Skolkovo Legal Tech, которая собрала более 600 юристов и специалистов в сфере высоких технологий. На конференции представители инновационного центра «Сколково» обсудили с представителями юридического бизнеса и науки дигитализацию права, правовой статус криптовалют и перспективы использования искусственного интеллекта. Также в рамках конференции состоялось награждение победителей и призеров премии Skolkovo Legal Tech Leader – члены жюри выбрали самое эффективное и перспективное лигалтех на российском рынке юридических услуг.

Первое место среди проектов юридических компаний заняла электронная система для рассмотрения споров в арбитраже Арбитражного центра при Институте современного арбитража.

На наш взгляд, получение премии именно арбитражным учреждением закономерно на данном этапе развития лигалтеха и арбитража в России. Институциональный арбитраж среди всех способов разрешения экономических споров отличает прежде всего эффективная и оперативная процедура. Этим во многом объясняется его растущая популярность. Обеспечение высокого качества процедуры рассмотрения споров требует напряженной работы административного аппарата арбитражного учреждения.

Соответствие мировым стандартам администрирования, заданным ведущими иностранными арбитражными учреждениями, возможно либо за счет привлечения дополнительных ресурсов (в аппарате Международного арбитражного суда ICC (Париж) работают более 40 сотрудников), либо за счет автоматизации отдельных процессов при администрировании. При этом использование высоких технологий в отличие от расширения штата администраторов не влечет увеличения расходов на рассмотрение споров.

Некоторые иностранные арбитражные учреждения используют специальное внутреннее программное обеспечение, которое в общем виде представляет собой систему электронного документооборота, настроенную в соответствии с потребностями арбитражного учреждения (Арбитражный институт SCC (Стокгольм) в течение нескольких лет разрабатывал собственную систему администрирования) .

Относительно новым трендом у иностранных арбитражных учреждений является создание онлайн-сервисов для сторон арбитража (HKIAC (Гонконг) в настоящий момент разрабатывает онлайн-систему подачи документов в арбитраж).

При этом использование единой электронной системы для всех участников арбитража является технологически и экономически более эффективным, так как позволяет создать единую актуальную базу данных с большим набором функций и не требует дополнительной внутренней синхронизации данных. Поэтому Арбитражный центр поставил задачу объединить два подхода к созданию электронных систем и разработать новое, не имеющее аналогов программное обеспечение, которое предусматривает одновременное использование системы сторонами арбитража, арбитрами и арбитражным учреждением.

Электронная система Арбитражного центра позволяет сторонам начинать арбитраж в считаные минуты, следить за ходом арбитража онлайн и гарантированно получать все необходимые уведомления одновременно с другими участниками арбитража.

Для начала арбитража в системе необходимо указать истца, ответчика и контактные данные заявителя, а также загрузить иск с приложениями. После этого достаточно нажать «начать арбитраж» – и вся информация направляется в Арбитражный центр. Такой способ намного удобнее направления документов по электронной почте, так как не имеет ограничений по размеру файлов и не позволяет случайно отправить документы до добавления всех обязательных приложений.

Электронная система доступна через браузер как с компьютера, так и с планшетов и смартфонов. При этом функционалы «полной» и мобильной версий не отличаются. Скачивание, загрузка и просмотр документов, добавление в арбитраж сторон и представителей больше не привязаны к компьютеру.

Вся информация в системе удобно структурирована: отдельные вкладки содержат информацию о сторонах, арбитрах, загруженных документах, совершенных действиях, предстоящих событиях и задачах. Для ознакомления с актуальной информацией об арбитраже представителю стороны достаточно иметь доступ в интернет.

При этом электронная система обеспечивает конфиденциальность всей представляемой сторонами информации. Пользователь получает доступ только к тем арбитражам, в которых он выступает арбитром или представителем одной из сторон. Можно настроить двухфакторную аутентификацию для входа в систему, а уведомление о совершении юридически значимых действий поступает на подтвержденный номер мобильного телефона.

Сценарии использования системы административным аппаратом не менее разнообразны.

Электронная система представляет собой автоматизированную базу данных с информацией обо всех арбитражах, администрируемых Арбитражным центром. Сразу после получения иска система создает карточку дела с уникальным номером, заполняет информацию о сторонах арбитража из публично доступных реестров. Все документы, загружаемые сторонами и арбитрами после начала арбитража, автоматически добавляются в соответствующую карточку дела. В рамках каждого дела система самостоятельно фиксирует хронологию рассмотрения спора и формирует записи обо всех совершенных действиях. Любой документ или информация в системе могут быть сразу обнаружены сотрудниками административного аппарата благодаря интегрированным в базу инструментам поиска и фильтрации.

Обо всех юридически значимых событиях, таких как, например, формирование состава арбитража, загрузка в дело документа или назначение устных слушаний, система автоматически направляет уведомления. Автоматизация отправки уведомлений значительно разгружает административный аппарат, и сотрудники могут сосредоточиться на вопросах ведения арбитража.

Электронная система позволяет сосчитать размер арбитражного сбора с учетом таких параметров, как вид спора и процедуры, количество арбитров и цена иска, через встроенный калькулятор сбора. Информация об арбитражных расходах арбитров и арбитражного учреждения также собирается в отдельной вкладке, вовремя сигнализирующей о необходимости пополнить аванс на покрытие таких расходов.

Таким образом, разработанное программное обеспечение автоматизировало большинство технических процессов в рамках администрирования арбитража, не требующих принятия юридических решений, что позволило на 40% сократить время на администрирование арбитража без привлечения дополнительных ресурсов и создать качественно новый сервис для сторон и арбитров.

Таких результатов удалось достичь благодаря тому, что в команду разработчиков на всех этапах входили сотрудники административного аппарата, которые участвовали в разработке концепции, тестировали промежуточные версии и подробно объясняли программистам требования к работе системы.

Арбитражный центр продолжает развитие электронной системы. В ближайших планах:
– перевод интерфейса системы на английский язык;
– интеграция с правовыми системами документооборота;
– внедрение в систему технологии blockchain для защиты данных в системе от удаления или несанкционированного изменения;
– создание отдельного мобильного приложения.


1 Legal Tech Startups Have a Short History and a Bright Future by Basha Rubin. Tech Crunch. Dec 6, 2014.

2 The Future of Legal Tech: It's Not as Scary as Lawyers Think by Mary Juetten. Forbes. Feb 19, 2015.

Рассказать коллегам:
Другие мнения
Сливко Илья
Сливко Илья
Адвокат АП Тюменской области
Видео-конференц-связь как повод для волокиты
Уголовное право и процесс
Существующая коллизия права позволяет содержать под стражей лиц, освобожденных судом
15 Января 2018
Полковников Александр
Полковников Александр
Председатель КА «Полковников, Тарасюк и партнеры»
Специалист защиты vs специалист обвинения
Уголовное право и процесс
Заключение специалиста, привлеченного стороной защиты, стало основой оправдательного приговора
12 Января 2018
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»
Важное за декабрь
Гражданское право и процесс
Поправки в законы, разъяснения органов госвласти в сфере гражданского, налогового и уголовного права за декабрь 2017 г.
11 Января 2018
Панаева Ляйля
Панаева Ляйля
Стажер адвоката в АБ «Ковалев, Рязанцев и партнеры»
Важное для уголовного адвоката на конец 2017 г.
Уголовное право и процесс
Обзор изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства за ноябрь – декабрь 2017 г.
11 Января 2018
Кронов Евгений
Кронов Евгений
К.ю.н., адвокат, партнер Международной юридической группы KDS Legal
Как судить правильно?
Уголовное право и процесс
Об особенностях постановления Пленума ВС РФ, посвященного рассмотрению уголовных дел в суде первой инстанции
09 Января 2018
Никитин Дмитрий
Никитин Дмитрий
К.ю.н., адвокат АП г. Москвы
Защита от обвинения
Уголовное право и процесс
Правовой анализ ситуации наезда большегрузного автомобиля на пешехода, попавшего в «мертвую зону»
08 Января 2018