×

Трудности в применении

Несмотря на положительные стороны законопроекта об ответственности за склонение к суициду, важно отметить сложность его применения на практике
Прокофьев Илья
Прокофьев Илья
Адвокат МКА «Центрюрсервис»
9 марта 2017 г. Ириной Яровой был внесен законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению.

Внесенный законопроект затронул крайне важную и актуальную в последние годы тему подросткового суицида. Очевидно, что внесение указанных в законопроекте изменений в УК РФ позволит привлекать к ответственности лиц, склоняющих граждан, в том числе несовершеннолетних, к совершению суицидальных поступков и распространяющих информацию о способах их совершения, в том числе путем создания специальных сообществ или «сект», поскольку действующей на настоящий момент ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» указанные действия не охватываются, а состав преступления образуется, только если имели место угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение достоинства.

Санкция, предусмотренная в законопроекте, хоть и довольно сурова, но могла бы быть еще жестче, поскольку преступление, охваченное вносимыми статьями, однозначно должно относиться к особо тяжким, так как затрагивает безопасность жизни и здоровья большой группы лиц, тем более несовершеннолетних.

В проекте предусмотрены квалификации по нескольким составам преступлений, разграниченные непосредственными действиями субъекта преступления, а также итогом данных деяний (состоялся суицидальный поступок или нет). Данные положения можно было бы упростить, квалифицировав действия субъекта преступления через ст. 30 УК РФ, в случае если суицидальный поступок не произошел. Однако по своей сути все действия виновного лица можно также квалифицировать как «покушение на убийство двух и более лиц», следовательно, они носят особо опасный общественный характер.

Исходя из статистических данных о случаях подросткового суицида или попыток его совершения за последние годы, можно сказать, что необходимость принятия предлагаемых поправок назрела еще несколько лет назад. Более раннее внесение таких изменений, возможно, помогло бы избежать большого количества жертв. Остается надеяться, что после одобрения и принятия законопроекта наболевшая в обществе проблема если не исчезнет, то значительно уменьшится.

В любом случае болезнь легче предотвратить, чем лечить, поэтому параллельно с принятием внесенного законопроекта необходимо продумать методы предупреждения случаев подросткового суицида и оповестить потенциальных жертв об опасности. Такими мерами должны стать профилактические беседы сотрудников правоохранительных органов с учениками образовательных учреждений, их педагогами и родителями. Уделить особое внимание следует именно беседам с родителями детей, так как при надлежащем воспитании и контроле со стороны родителей ребенок не будет подвергнут опасности попасть под неблагоприятное воздействие.

Несмотря на объективно положительные стороны внесенного законопроекта, важно отметить сложность его применения на практике, так как в большинстве случаев лица, склоняющие молодое поколение граждан к суициду, создающие в социальных сетях «группы смерти» и специальные «игры», действуют анонимно с подложных IP-адресов, и их розыск и привлечение к уголовной ответственности будут затруднительными и потребуют от правоохранительных органов больших усилий. В этом, в частности, может помочь ранее внесенный и вступивший в силу Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ из так называемого антитеррористического пакета Яровой – Озерова.

Рассказать коллегам: