×

Важное за август

Обзор изменений в законодательстве, разъяснений органов государственной власти и судов в сфере гражданского, налогового и уголовного права за август 2017 г.
Чупров Анатолий
Чупров Анатолий
Помощник адвоката в МКА «ГРАД»

1. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах” и статью 50 Федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”» (федеральный закон вступил в силу с 30 июля 2017 г.)

Расширены права акционеров и участников обществ с ограниченной ответственностью на доступ к информации общества.

Федеральным законом в том числе:
– уточнен перечень информации, которую обязаны хранить акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью;
– скорректирован перечень документов, к которым общество обязано обеспечить доступ акционеров и участников общества по их требованию (при этом разграничена информация, предоставляемая публичным обществом и непубличным обществом по требованию акционера, владеющего не менее чем одним процентом голосующих акций, и предоставляемая обществом по требованию акционера, владеющего не менее чем 25 процентами голосующих акций);
– установлено, что в требовании акционера, владеющего менее чем 25 процентами голосующих акций общества, о предоставлении отдельных документов и информации должна быть указана деловая цель, с которой запрашиваются документы (при этом даны определение деловой цели и критерии ее разумности);
– предусмотрены основания, при наличии которых общество вправе отказать в доступе к документам и информации (при отказе в доступе к документам должны быть исчерпывающим образом указаны основания для такого отказа).

2. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7.1 и 20 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» (федеральный закон вступил в силу  с 30 июля 2017 г. за исключением отдельных положений)

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица не может быть представлено в регистрирующий орган, в том числе ранее срока завершения выездной таможенной проверки.

Федеральным законом установлен запрет на представление в регистрирующий орган уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, ранее срока окончания выездной таможенной проверки, составления акта выездной таможенной проверки и принятия по результатам указанной проверки решения (последнего из решений) в сфере таможенного дела (в случае если принятие такого решения предусмотрено международными договорами РФ и правом ЕАЭС и (или) законодательством РФ о таможенном деле).

Сведения о проведении выездной таможенной проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, составлении акта выездной таможенной проверки и принятии по результатам указанной проверки решения должны быть представлены регистрирующему органу по системе межведомственного электронного взаимодействия не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения запроса.

Указанные положения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего федерального закона.

3. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Федеральный закон вступил в силу с 30 июля 2017 г. за исключением отдельных положений)

В Законе о банкротстве предусмотрена субсидиарная ответственность руководителя должника и контролирующих его лиц.

Поправками, внесенными в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе:
– уточнено определение понятия «контролирующее должника лицо»;
– установлено, что в случае, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий или бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника;
– предусмотрена субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника в арбитражный суд лиц, на которых возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд, или принятию такого решения, или подаче данного заявления в арбитражный суд (предусмотрены права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, порядок рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности);
– уточнен порядок расчета суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего;
– скорректированы обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих, а также порядок раскрытия информации саморегулируемой организацией арбитражных управляющих;
– установлен перечень документов, которые в случае реорганизации саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в форме слияния вновь созданная некоммерческая организация представляет в орган по контролю (надзору) для включения сведений о ней в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
– установлен порядок возмещения должнику убытков, причиненных ему лицами, имеющими фактическую возможность определять действия юридического лица, в случае введения в отношении должника процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Кроме того, внесенными в КоАП РФ поправками установлена административная ответственность, в том числе за:
– нарушение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
– невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, об устранении нарушений законодательства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением отдельных положений.

4. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (федеральный закон вступил в силу с 30 июля 2017 г.)

Из гражданского процессуального законодательства исключен принцип непрерывности судебного разбирательства.

Установлено, что во время перерыва, объявленного в судебном заседании по начатому делу, суд вправе рассматривать другие гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях. После окончания перерыва судебное заседание продолжается, о чем объявляет председательствующий. Повторное рассмотрение исследованных до перерыва доказательств не производится. Разбирательство дела после его отложения возобновляется с того момента, с которого оно было отложено. Повторное рассмотрение доказательств, исследованных до отложения разбирательства дела, не производится.

Кроме того, уточнен порядок восстановления процессуального срока на подачу кассационной жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, пропущенного по уважительным причинам. Просьба лица о восстановлении срока будет рассматриваться судьей Верховного Суда РФ, рассматривающим такие жалобу, представление. Также установлено, что срок подачи надзорных жалобы, представления, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей Верховного Суда РФ по заявлению заинтересованного лица. Предусмотрен порядок рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока.

5. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (федеральный закон вступил в силу с 10 августа 2017 г.)

Усовершенствован порядок размещения судебных решений с использованием сети «Интернет».

Федеральным законом, в частности:
– предусмотрена возможность трансляции в сети «Интернет» открытого рассмотрения дела об административном правонарушении, судебного заседания арбитражного суда, заседания суда по гражданскому делу с разрешения органа, рассматривающего дело, председательствующего судьи или суда (эти действия могут быть ограничены во времени и не должны мешать порядку в судебном заседании);
– установлено, что предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
– введены понятия «отсроченная трансляция судебного заседания», «прямая трансляция судебного заседания», «частичная трансляция судебного заседания»;
– уточнены сведения о находящихся в суде делах, размещаемые в сети «Интернет»;
– установлены персональные данные, которые не подлежат исключению при размещении в сети «Интернет» текстов судебных актов, принятых судами общей юрисдикции, Верховным Судом РФ, за исключением текстов судебных актов, принятых Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (например, ОГРН и ИНН индивидуального предпринимателя);
– уточнен перечень персональных данных применительно к судебным актам;
– в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» определены особенности трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в сети «Интернет».

6. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (федеральный закон вступил в силу с 10 августа 2017 г.)

Уголовное законодательство дополнено составами преступлений за уклонение от уплаты страховых взносов.

Вносятся изменения и дополнения в ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, касающиеся установления ответственности плательщиков страховых взносов (в части вносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах).

Помимо этого, вводятся ст. 199.3 и 199.4 УК РФ, предусматривающие специальные составы преступлений за уклонение страхователя (ФЛ и ЮЛ соответственно) от уплаты страховых взносов на «травматизм», администрируемых ФСС РФ.

По данным составам, в частности:
– штраф для физических лиц может составить до 200 тысяч, если деяние совершено в особо крупном размере – до 300 тысяч рублей;
– штраф для юридических лиц может составить от 100 до 300 тысяч рублей, за деяние в особо крупном размере – от 300 до 500 тысяч рублей.

7. Приказ ФНС России от 27 июля 2017 г. № ММВ-7-14/582@ «О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@» (зарегистрирован в Минюсте России 27 июля 2017 г.  № 47542) (приказ ФНС России вступил в силу с 8 августа 2017 г.)

Первое размещение на сайте ФНС России открытых данных о налогоплательщиках-организациях будет осуществлено 1 июня 2018 г.

Обновлен порядок размещения на сайте ФНС России сведений об организациях в форме открытых данных о суммах недоимки, задолженности, налоговых правонарушениях в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ.

Приказом ФНС России определен состав сведений, формируемых в набор открытых данных, а также сроки их размещения.

Установлено, что при первом размещении набора открытых данных в него включаются сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период с 2 июня 2016 г. по 31 декабря 2017 г., и мерах ответственности за их совершение, при неуплате штрафа в срок до 1 мая 2018 г.

8. Письмо ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554@ «О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства» (письмо ФНС России вступило в силу с 8 августа 2017 г.)

Начиная с 10 августа 2017 г. включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться по согласованию с ФНС России.

Ежегодное обновление реестра на указанную дату осуществляется автоматически на основании имеющихся у ФНС России сведений.

Сообщается, что теперь принудительное включение в реестр будет осуществляться по согласованию, с использованием соответствующего программного обеспечения.

Подтверждение принадлежности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется заинтересованным лицом при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.

9. Письмо ФНС России от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального закона от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации”» (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://www.nalog.ru по состоянию на 24 августа 2017 г.)

В Налоговом кодексе РФ закреплен новый подход к определению фактов умышленного занижения налогоплательщиками налоговых обязательств.

ФНС России разъясняются положения новой ст. 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которая, в частности:
– устанавливает запрет на уменьшение налоговых обязательств в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (объектах налогообложения). В этой связи налоговым органам рекомендовано обеспечить получение доказательств, свидетельствующих об умышленном участии проверяемого налогоплательщика в создании условий, направленных исключительно на получение налоговой выгоды. О таких обстоятельствах могут свидетельствовать, в частности, факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей;
– предусматривает совокупность условий правомерного уменьшения налоговой базы и (или) суммы налога, подлежащей уплате: основной целью сделки не является неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; обязательство по сделке (операции) исполнено контрагентом и (или) лицом, которому оно передано по договору или закону. Невыполнение хотя бы одного из указанных критериев влечет для налогоплательщика последствия в виде отказа учета понесенных им расходов, а также отказа в вычете (зачете) сумм НДС в полном объеме.

Новые положения НК РФ исключают из практики налоговых органов формальный подход при выявлении обстоятельств занижения налоговой базы или уклонения от уплаты налогов. Налоговые претензии возможны только при доказывании соответствующих фактов. С учетом изложенного налоговым органам даны поручения, касающиеся в том числе проведения предстоящих налоговых проверок.

Источник: gradfirm.ru/

Рассказать коллегам: