×

Будущее юридического образования в трансграничном контексте

Обсудили специалисты в рамках тематической дискуссионной сессии на VII ПМЮФ
Что должен знать и уметь молодой юрист для создания успешной карьеры? Обязательно ли студентам уезжать в другие страны для получения качественного высшего юридического образования? Эти и другие вопросы обсудили специалисты в рамках тематической дискуссионной сессии на VII Петербургском международном юридическом форуме.


Что должен знать и уметь молодой юрист для создания успешной карьеры? Обязательно ли студентам уезжать в другие страны для получения качественного высшего юридического образования? Эти и другие вопросы обсудили специалисты в рамках тематической дискуссионной сессии на VII Петербургском международном юридическом форуме.

Модератором дискуссии выступил заместитель министра юстиции РФ, к.ю.н., LLM Лондонского университета, профессор кафедры судебной власти Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Михаил Гальперин. В обсуждении приняли участие директор Института сравнительного и международного частного права Макса Планка Юрген Базедов, партнер DLA Piper, выпускница Оксфордского университета, Гейдельбергского университета и Санкт-Петербургского государственного университета Наталия Выговская, научный руководитель программы «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР» в Санкт-Петербургском государственном университете Александр Зезекало, почетный профессор Высшей юридической школы имени Буцериуса Штефан Крёл, доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Александр Молотников и профессор права и общества юридического факультета Университета Гриффит Джон Флад.

Дискуссию открыл директор Института сравнительного и международного частного права Макса Планка Юрген Базедов. По его мнению, современные студенты должны быть готовы к изменчивости мира и к процессам глобализации. Он также считает, что молодых юристов нельзя принуждать к обучению в других странах. «Это крайняя мера, я не поддерживаю обязательное обучение в другой стране. Образование за рубежом можно рассматривать как возможность и шанс для профессионального роста будущих юристов, как стимул, но это не должно быть обязательной составляющей», – прокомментировал он. Юрген Базедов добавил, что если университеты практикуют международные обмены, то они должны помогать студентам с бытовыми проблемами – например, с местом в общежитии или медицинской страховкой. Помимо этого эксперт подчеркнул важность для студентов владения иностранными языками. «Нельзя говорить о языке только как о средстве общения. Это сосуд, в котором находится культурная составляющая другой страны. Это возможность узнать сторонние ценности и различные подходы к социальным проблемам», – заключил он.

Тезис о важности иностранных языков поддержала и выпускница Оксфордского университета, Гейдельбергского университета и Санкт-Петербургского государственного университета Наталия Выговская. Она поделилась опытом со слушателями с позиции работодателя и бывшего студента. «Важный аспект в образовании юриста – это владение иностранным языком. Язык для юриста – это не только возможность поговорить о погоде. Ведь в какой-то степени юриспруденция – это точная наука слова, поэтому, когда мы говорим, что юрист говорит на другом языке, мы подразумеваем, что он владеет профессиональным лексическим запасом. В нем за каждым термином стоит понимание иностранного процесса и понимание другой правовой системы. Это дает возможность больше постигнуть “свое”, “родное”», – прокомментировала она. В конце своего выступления эксперт пришла к выводу, что на отечественном рынке наличие зарубежного образования является преимуществом, но это не обязательное условие.

К объединению различных правовых школ призвал аудиторию доцент кафедры предпринимательского права Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Александр Молотников. Специалист уверен, что только от самих преподавателей, студентов и выпускников зависит уровень компетенции будущих юристов и призвал всех участников соблюдать баланс интересов между запросами бизнеса и общества. «Важно в этом огромном количестве различных интересов представить себе модель университета – это весы. Но там не две чашечки, их больше – восемь или десять. И для того, чтобы “настроить” будущее, мы должны уравновесить все эти интересы», – отметил Александр Молотников.

Опыт работы с российскими и китайскими студентами представил участникам научный руководитель программы «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР» в Санкт-Петербургском государственном университете Александр Зезекало. Он подчеркнул, что программа стартовала только в этом году и стала интересным межкультурным опытом. «Несмотря на территориальную близость России и Китая, мы очень разные. Нам нужно друг друга больше узнавать. Если мы хотим, чтобы на «выходе» у нас были специалисты, которые будут готовы к работе с китайскими партнерами, то они должны знать, с кем имеют дело: понимать культуру, традиции и прочие особенности. Поэтому мы предусмотрели целый блок страноведческих дисциплин. Конечно, это добавило студентам нагрузки, но это необходимо, чтобы избежать сюрпризов в стране, в которой придется работать в будущем», – прокомментировал эксперт.

О пользе «мягких навыков», которые развивают у будущих юристов опыт выступления перед большой аудиторией и формируют модель работы в коллективе, рассказал почетный профессор Высшей юридической школы имени Буцериуса Штефан Крёл. Профессор права и общества юридического факультета Университета Гриффит Джон Флад в своем выступлении затронул аспект влияния современных технологий на процесс обучения.

Завершая сессию, модератор Михаил Гальперин отметил, что дискуссия получилась очень интересной и конструктивной. Он также выразил надежду, что традиция продолжать беседы на тему юридического образования не будет утеряна.


Рассказать коллегам: