×

Надзор и саморегулирование на финансовом рынке

18 мая в ходе тематической дискуссии на VII ПМЮФ участники обсудили закон, регламентирующий деятельность саморегулируемых организаций, и возможность передачи СРО государственных полномочий
Эксперты отметили несовершенство Закона о саморегулируемых организациях и отсутствие полной готовности к делегированию государственных полномочий СРО.


Эксперты отметили несовершенство Закона о саморегулируемых организациях и отсутствие полной готовности к делегированию государственных полномочий СРО.

Модератором сессии выступил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин. В обсуждении приняли участие председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Юрий Бугаев, партнер юридического центра «Право и консалтинг» Анатолий Козлачков, генеральный директор юридической фирмы ЛЕКАП, член Комитета по законодательству на финансовом рынке СРО «Национальная финансовая ассоциация» Михаил Малиновский и президент саморегулируемой организации «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» Константин Угрюмов.

Открывая дискуссию, заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин выделил три главные черты, которые формируют систему саморегулирования на финансовом рынке. «Первое – это обязательность участия. В том случае, если на финансовом рынке существует саморегулируемая организация, любой участник по данному сегменту должен в эту СРО вступить. Второй важный момент: СРО получили возможность издавать базовые стандарты, которые обязательны для выполнения всеми членами СРО. В итоге мы получаем квазирегулирование. Третий момент связан с тем, что саморегулируемая организация получает намного больше прав по понуждению участников к выполнению всех этих базовых стандартов и иных правил. Центральный Банк получает возможность надзора за СРО», – рассказал специалист. Затем он попросил собравшихся прокомментировать Закон о саморегулируемых организациях, который был принят в 2015 г.

Партнер юридического центра «Право и консалтинг» Анатолий Козлачков акцентировал внимание аудитории на том, что любой закон является продуктом общественного компромисса. Несмотря на то что он принимал участие в обсуждении данного законопроекта, эксперт считает его несовершенным. «Если подвести итог, в чем я вижу недостатки сегодняшнего закона – в том, что мы попытались скрестить коня и трепетную лань, то есть публично-правовое регулирование и частноправовое. Мы фактически создали два источника права. Первый источник – это акты Центрального Банка, второй – акты саморегулируемой организации», – отметил юрист. Он добавил, что закон действует короткий срок, и все проблемы, возникающие в процессе деятельности СРО, должны быть решены с течением времени.

Президент саморегулируемой организации «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» Константин Угрюмов во многом согласился с коллегой. «На сегодняшний день СРО на нашем рынке по-прежнему в основной массе являются лоббистами, а не теми организациями, которые способны четко сформировать единые высокие требования для деятельности своих членов и контролировать их, принимая на себя функцию государства», – заключил он.

Говоря о практике деятельности СРО в России и о вопросе делегирования полномочий, председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Юрий Бугаев отметил: «Мы бы не хотели, чтобы СРО стали дублирующей ступенькой. В то же время, если взять полномочия по ряду направлений, мы не готовы ни технически, ни организационно, ни людскими ресурсами. Наверное, со временем это придет. Но говорить на данный момент о полной готовности трудно».

В ходе обсуждения эксперты коснулись вопроса о стандартах СРО как об источниках права, а также затронули тему саморегулирования в банковской сфере.

Подводя итоги дискуссии, модератор Владимир Чистюхин отметил, что уже сегодня виден круг серьезных потенциальных юридических проблем в сфере СРО, но сложившуюся ситуацию можно рассматривать как вызов и повод для развития индустрии.


Рассказать коллегам: