×

Блокировка скорой помощи: штраф или срок?

Законопроекты, ужесточающие ответственность за воспрепятствование оказанию неотложной медицинской помощи, прошли первое чтение
Эксперты неоднозначно оценили поправки: одни отметили более удачно сформулированную конструкцию ст. 124.1 УК РФ по сравнению с предлагавшимися ранее, в то же время указав на возникающие коллизии с другими нормами закона. Другие высказали мнение, что за все виды воспрепятствования оказанию медицинской помощи достаточно ограничиться административной ответственностью.


Госдума приняла в первом чтении пакет поправок, усиливающих административную и уголовную ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи и непредставление преимущества в движении машинам скорой помощи.

За воспрепятствование оказанию медицинской помощи без наступления негативных последствий для пациента предусматривается наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток. Непредставление преимущества в движении машинам скорой помощи, повлекшее неоказание либо несвоевременное оказание скорой медицинской помощи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, наказывается наложением административного штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Уголовная ответственность предусматривается за воспрепятствование оказанию медицинской помощи путем удержания, угроз, создания препятствий для доступа врача к больному. Если данные действия повлекли причинение вреда средней тяжести здоровью больного по неосторожности, уголовное наказание наступает в виде либо штрафа в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до четырех месяцев. Если же последствиями стали смерть больного или причинение тяжкого вреда его здоровью, предусмотрено уголовное наказание в виде принудительных работ на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Напомним, что ранее на фоне участившихся случаев нападения на медицинских работников и непредставления машинам скорой помощи преимущественного проезда на дорогах различные субъекты законодательной инициативы занялись разработкой сразу нескольких законопроектов, ужесточающих ответственность за нападения на медицинских работников и воспрепятствование проезду машин скорой помощи для оказания неотложной медицинской помощи.

В частности, в Госдуму вносился разработанный Минздравом законопроект, предлагавший изменения в УК РФ и УПК РФ, согласно которым за нападение на медицинских работников предусматривалась уголовная ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы. Однако он был возвращен субъекту права законодательной инициативы как не соответствующий требованиям ст. 104 Конституции РФ «Право законодательной инициативы». Помимо этого, разные группы депутатов представили иные варианты новой ст. 124.1 УК РФ.

Адвокат АП г. Москвы Николай Яшин отметил, что принятые поправки кардинально отличаются от ранее предлагавшихся. По мнению эксперта, конструкция предлагаемой к введению статьи УК РФ более удачная, ее название не связано с законными требованиями медработников, дефиниции которых не имеется в законодательстве, а также в ней не имеется указаний на уважительность причин, с которыми в другом законопроекте связывалось освобождение от уголовной ответственности. К положительным сторонам законопроекта, считает эксперт, также стоит отнести раскрытие способов совершения преступления.

В то же время, подчеркнул Николай Яшин, не проработано соответствие вводимой нормы иным нормам Уголовного кодекса РФ, например ст. 264 УК РФ. «Большинство резонансных случаев связано именно с тем, что не пропускали карету скорой помощи. Даже если допустить, что ст. 124.1 будет являться специальной нормой по отношению к ст. 264 УК РФ, то налицо отсутствие дифференцированного подхода к наказанию», – отметил эксперт.

Он добавил, что последствиями преступления и в том, и в ином случае являются жизнь и вред здоровью человека. В предлагаемой ст. 124.1 возникает уголовная ответственность за воспрепятствование допуску медработников к больному, в случае если это деяние повлекло причинение вреда средней тяжести. Нарушение правил дорожного движения, влекущее неосторожное причинение средней тяжести вреда здоровью, наказывается нормами КоАП РФ.

Таким образом, подчеркнул Николай Яшин, возникает коллизия правовых норм, когда случай наезда на пешехода и причинение ему вреда средней тяжести по логике авторов законопроекта представляет меньшую степень опасности, чем случай, когда скорую помощь не пропустили к больному, повлекший такие же последствия, несмотря на то что и в первом и во втором случае речь идет о здоровье граждан. Сравнивая санкции ст. 124.1 и 264 УК РФ, Николай Яшин отметил, что тот же принцип распространяется и на деяние, из-за которого погиб человек или причинен тяжкий вред здоровью.

Советник ФПА РФ Нвер Гаспарян отметил качественные изменения, которые претерпел законопроект об уголовной ответственности за воспрепятствование оказанию медицинской помощи. Вместе с тем он считает, что за все виды воспрепятствования оказанию медицинской помощи достаточно ограничиться административной ответственностью, а для криминализации таких действий нет никакой необходимости.

«Не усиление ответственности, а улучшение качества оказания медицинской помощи снизит количество “антиврачебных” действий», – уверен Нвер Гаспарян.


Рассказать коллегам: