×

Кабы знали мы, кабы ведали…

8 июля в пресс-центре «МК» представители трех конфессий прокомментировали закон о защите чувств верующих
1 июля вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан», согласно которому понятие «оскорбление религиозных чувств» из состава административного правонарушения (ст. 5.26 КоАП) переведено в состав преступления (ст. 148 УК РФ).

1 июля вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан», согласно которому понятие «оскорбление религиозных чувств» из состава административного правонарушения (ст. 5.26 КоАП) переведено в состав преступления (ст. 148 УК РФ).

Проект этого закона был подготовлен после скандала, развернувшегося вокруг дела «Pussy Riot», где применена ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное по мотивам религиозной ненависти или вражды), а не ст. 5.26 КоАП, которая, по мнению многих экспертов, больше подходила для квалификации действий участниц «панк-молебна» в храме Христа Спасителя.

Статья 148 УК РФ в новой редакции предусматривает такой состав преступления, как «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Нельзя не заметить, что это положение не только по конструкции (наличие двух оценочных признаков, один из которых – «явное неуважение к обществу»), но даже текстуально напоминает диспозицию п. 1 ст. 213 «Хулиганство» УК РФ. Весьма похожи и санкции этих норм, предусматривающие наказания в виде высоких (в несколько сотен тысяч рублей) штрафов, либо обязательных работ, либо принудительных работ, либо лишения свободы на вполне солидные сроки.

Участвовавшие в пресс-конференции религиозные деятели отметили позитивное значение нового закона с той точки зрения, что он принят с целью защитить права верующих, призван обеспечить мир и взаимопонимание между представителями разных конфессий, способствовать созданию единой гражданской общности в стране.
Тем не менее включение в уголовно-правовую норму понятия «чувства верующих», по их мнению, вызовет серьезные проблемы в применении закона, поскольку это понятие носит субъективно-оценочный характер и допускает самые разные толкования.

«Дамокловым мечом» назвал новый закон епископ Сергей Ряховский (член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, член экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников)). Опустится ли меч на чью-то голову, зависит от того, как правоприменители истолкуют норму об оскорблении религиозных чувств, каких привлекут экспертов, в интересах каких политических сил будут действовать, и т.д.

В связи с этим профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, отметил необходимость официальных разъяснений о пределах действия этой нормы. Можно ли, например, вести полемику на религиозные темы, критиковать священнослужителей, рассказывать про них анекдоты? По словам Сергея Ряховского, достаточно «двух-трех казусов» из правоприменительной практики, чтобы появились основания пересмотреть новый закон. А пока он представляет собой акт, имеющий, скорее, превентивное значение.

Однако это, по-видимому, в большей степени относится к попыткам оскорбить религиозные чувства христиан, поскольку, по словам председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, в исламе достаточно четко определено, какие действия следует относить к «юридическим казусам».

Но могут ли в светском государстве быть более конкретными положения закона, предусматривающие ответственность за действия, которые нарушают права на свободу совести и вероисповеданий? Более конкретным, чем «оскорбление религиозных чувств», является понятие «кощунство», означающее причинение ущерба сакральности как совокупности аффективных проявлений, которые лежат в основе общности людей, цивилизации и могут быть определены объективно, фактически. Однако в светском государстве сакральность не признается как совокупность объективных фактов, поэтому понятие «кощунство» не может быть использовано в законодательном акте.

Таким образом, «оскорбление религиозных чувств» в Уголовном кодексе вряд ли уступит место более объективной категории. Остается уповать на объективность правоприменителей и компетентность экспертов. И те и другие сейчас в непростой ситуации. Ведь, согласно религиозным канонам, чувства верующего христианина оскорбить нельзя.

И как же, спрашивается, относиться к представителям христианских конфессий, которые будут заявлять в суд иски о том, что их религиозные чувства оскорблены? Доказывать, что верующими христианами они в таком случае считаться не могут, а значит, и оскорблять было нечего? Или пойти последовать совету, который дал Сергей Ряховский, и подумать: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят»?

Рассказать коллегам: