×

Концепция вместо поправок

Глава Верховного Суда РФ предлагает отказаться от частых изменений УК
Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев заявил о необходимости выработки концепции уголовной политики РФ. На основе такой концепции в дальнейшем можно работать над совершенствованием уголовных кодексов.

На заседании Совета судей РФ в Москве Вячеслав Лебедев предложил создать рабочую группу и выработать концепцию уголовной политики РФ, на основе которой любые изменения в УК РФ вносились бы не спонтанно, как это происходит сейчас, а в русле согласованной уголовной политики.

«Предлагается внесение решения такого концептуального вопроса, как разработка концепции уголовной политики, которая нужна, безусловно, для Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов», –  заявил Лебедев в ходе обсуждения вопросов к предстоящему в этом году Съезду судей РФ, который проводится раз в четыре года.

«С момента принятия кодексов в УК РФ внесены изменения 186 федеральными законами, а в УПК – 192 законами с изменениями и дополнениями. Есть и многочисленные решения Конституционного Суда по проверке на соответствие Конституции норм этих законов», – отметил Вячеслав Лебедев. Толкования Конституционного Суда нередко существенно отличаются от содержания законодательных актов. Все это, по мнению главы ВС РФ, затрудняет работу правоприменителей, в частности, суда.

Выступление Вячеслава Лебедева во многом перекликается с содержанием доклада «Обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении уголовно-правовой политики в Российской Федерации», подготовленном Федеральной палатой адвокатов РФ в начале 2009 г. Этот документ содержал общий анализ уголовно-правовой политики государства как единой концепции политического руководства страны, включающей приоритеты, которыми определяются изменение действующего законодательства и направление текущей деятельности органов исполнительной власти.

В своем докладе ФПА РФ обращала внимание общества и государства на то, что существующий в любой правовой системе дисбаланс между защитой общества от преступности и охраной прав и свобод лиц, попавших в сферу уголовного преследования, в России неприемлемо велик. ФПА РФ отмечала, в частности, такие проявления этого дисбаланса, как избыточная репрессивность правоохранительной системы (что было признано и высшим руководством страны) и уголовного закона, недостаточность механизмов обеспечения прав и интересов граждан в уголовно-процессуальном законе, неоправданное сокращение сферы действия суда присяжных.

В докладе ФПА РФ был сделан общий вывод о том, что наиболее актуальными в уголовно-правовой политике являются действенные меры по либерализации законодательства в сфере уголовного права, судопроизводства и исполнения наказаний. Многие из этих предложений были реализованы в рамках инициированной Президентом РФ программы. В настоящее время либерализация уголовного законодательства уже просматривается в законодательных предложениях. Однако большинство законопроектов направлены лишь на гуманизацию отдельных разделов УК и уголовно-исполнительной сферы. В области судопроизводства, а также правоохранительной деятельности заметных изменений в прошлые годы не происходило.

«На сегодняшний день привлечение к уголовной ответственности и тем более направление дела в суд в большинстве случаев фактически означают осуждение человека», – подчеркивалось в докладе. А в результате «Россия имеет правосудие и правоохранительную систему, эффективность и авторитет которых подчас ставятся обществом под сомнение».

Меры по оптимизации уголовного законодательства «не устраняют системных проблем в деятельности суда и правоохранительных органов и поэтому не могут коренным образом изменить ситуацию с обеспечением прав и свобод граждан», – отмечалось в докладе ФПА.

Концептуальные же реформы, как констатировала ФПА, не только улучшат положение в области прав и свобод граждан, но и позитивно скажутся на развитии экономики нашей страны.


Рассказать коллегам: