×

Лоббизм как юридическая профессия

Воспитание в России нового поколения юристов, специализирующихся на лоббировании новаторских идей во властных структурах, обсудили на круглом столе председателя Комитета по конституционному законодательству Государственной Думы Владимира Плигина «Лоббизм как юридическая профессия».
Вторым модератором дискуссии выступил директор Управления по связям с государственными органами Американской Ассоциации юристов Томас Сусман.

Вторым модератором дискуссии выступил директор Управления по связям с государственными органами Американской Ассоциации юристов Томас Сусман.

За круглым столом собрались специалисты по правовым вопросам и главы юридических департаментов ведущих компаний рынка: Аллард Николас, декан Бруклинской школы права, Марк Кессельман, старший вице-президент и генеральный советник Pepsico Americas Foods и Frito Lay, Наталья Малямина, партнер фирмы «Иванян и партнеры», Анна Серебряникова, директор по правовым вопросам и GR «Мегафон» и Херманн Шмитт, партнер «White & Case LLC».

Начиная дискуссию, Владимир Плигин отметил, что сегодня в понимании широкой общественности лоббизм – это чаще заговорщическая и коррупционная деятельность, в то время как иностранцы уже понимают эту работу как открытую, честную, уважаемую и легальную профессию.

«Сегодня профессия лоббизма стала совершенно честной, жесткорегулируемой и открытой, если не сказать публичной. В интернете можно найти информацию о любом специалисте, который связывает людей, у которых есть какая-либо идея, с людьми, которые принимают решения», - рассказал Томас Сусман. Он также предложил называть современных лоббистов «ответственными специалистами по связям с официальными структурами», что, по его мнению, более правильно с точки зрения их работы. Томас Сусман также обещал российским парламентариям всяческую поддержку в разработке соответствующего закона.

Отсутствие четкого правового регулирования продвижения коммерческих интересов и новаторских идей во властных структурах является камнем преткновения в развитии цивилизованного российского лобби. Эксперты сошлись во мнении, что парламентарии могут формировать соответствующую законодательную базу по европейской модели, либо использовать американскую модель лоббизма. Так, в Европе, помимо крупных корпораций, лоббизмом занимаются благотворительные фонды, общественные институты и даже религиозные организации. Идеи могут быть донесены в форме PR-кампании, благотворительной миссии и иногда как деятельность групп по защите окружающей среды.

«Российский закон о лоббистской деятельности до сих пор не принят лишь потому, что в предлагаемых документах не было той изюминки, которая позволила бы незамедлительно его принять», - отметил Владимир Плигин.

Однако полномочный представитель Правительства России в Совете Федерации Андрей Яцкин заверил участников дискуссии, что в России достаточно легальных способов донести информацию до парламентариев. В первую очередь, это возможно сделать через инструмент парламентских комиссий, а также через Открытое правительство. В завершении дискуссии Андрей Яцкин также заметил, что хороший лоббист – это не обязательно человек с юридическим образованием. Более того, отстаивать коммерческие или какие либо другие интересы во властных структурах могут и философы, и ученые, и спортсмены, и строители, а привлекать юристов следует лишь для решения правовых споров.

Рассказать коллегам: