×

На защите прав иностранцев

Правительство РФ совершенствует процедуру выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора
Внесенным в Госдуму законопроектом, изменяющим ряд статей УПК РФ, уточняется правовое положение лиц, о выдаче которых поступил запрос иностранного государства, порядок их задержания и применения к ним мер пресечения. Рассмотрены условия, при соблюдении которых выдача может быть осуществлена, и основания для ее отказа.


Указанный документ призван привести положения УПК РФ в соответствие с позициями ЕСПЧ (Постановление от 11 октября 2007 г. по делу «Насруллоев против Российской Федерации») и КС РФ (определения от 4 апреля 2006 г. № 101-О и от 1 марта 2007 г. № 333-О-П).

Так, ст. 462 УПК РФ в новой редакции устанавливает запрет на выдачу лица, подавшего в установленном порядке ходатайство о признании беженцем или о предоставлении временного убежища, до рассмотрения этого ходатайства, а также в случае, если Европейским судом по правам человека в связи с рассматриваемой жалобой российским властям предписывается воздержаться от выдачи. Указанной статьей устанавливается перечень обстоятельств, которые должны учитываться при принятии решения, какой из нескольких запросов иностранных государств о выдаче одного и того же лица подлежит удовлетворению. Такие решения будут приниматься Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

В ст. 463 УПК РФ вносится важное дополнение, касающееся случаев, когда невозможно обеспечить участие в судебном заседании лица, подавшего жалобу. Согласно изменениям она будет рассматриваться без его участия, но с обязательным присутствием защитника. Также названная статья устанавливает примерный перечень документов, которые могут быть исследованы судом в качестве доказательств отсутствия или наличия на территории иностранного государства угрозы применения к лицу, в отношении которого принято решение о выдаче, пыток, иных форм недопустимого обращения. К таким документам отнесены, в частности, заключение МИД России о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, а также документы, принятые в отношении такого государства международными органами и организациями.

Ст. 466 УПК РФ изложена в новой редакции, которая конкретизирует положения, определяющие порядок избрания в отношении лица, выдача которого запрашивается, мер пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, сроки задержания и содержания под стражей данного лица, а также положения об отмене, изменении избранной меры пресечения.

Подчеркивается, что в отношении лица, выдача которого запрашивается, прокурором может быть избрана любая мера пресечения, а не только заключение под стражу. При этом меры пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу применяются по решению суда РФ в порядке, установленном ст. 106–108 УПК РФ, за исключением случая применения меры пресечения в виде заключения под стражу на основании решения судебного органа иностранного государства. До избрания меры пресечения лицо может быть задержано без судебного решения на срок не более 48 часов. Законопроектом ограничивается до двух месяцев срок содержания под стражей указанных лиц на основании решения судебного органа иностранного государства.

Комментируя инициативу, старший партнер Maalouf Ashford & Talbot Ltd Максим Тафинцев подчеркнул, что изменения статей уголовно-процессуального закона, в том числе и незначительные, позволят более точно толковать и применять УПК РФ.

Особое внимание, по словам адвоката, стоит уделить ст. 464 УПК РФ «Отказ в выдаче лиц», которая была расширена рядом положений, обеспечивающих более полную правовую защиту лиц при выдаче их иностранному государству. Также значительно расширены положения ст. 466 «Применение избранной меры пресечения, избрание меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица, отмена или изменение меры пресечения». Статья дополнена положениями об отмене и изменении меры пресечения при возможной выдаче лица иностранному государству.


Рассказать коллегам: