×

По согласованию с ФПА

ФПА считает, что требования к адвокатам иностранных государств должны устанавливаться Правительством РФ по согласованию с ФПА
14 мая завершилось общественное обсуждение текста проекта дополнения Министерства юстиции РФ в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) в части регулирования участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на территории России.


Законопроектом предлагается дополнить ст. 2 указанного Закона п. 7 следующего содержания:

«7. Требования к адвокатам иностранных государств и условия оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации».

По результатам изучения законопроекта Федеральная палата адвокатов указала в ответном письме Минюсту России, что полагает «возможным согласовать данный законопроект с дополнением, что требования к адвокатам иностранных государств и условия оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации».

Как мы уже писали ранее, готовящиеся поправки направлены на наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ. Разработка документа осуществляется Минюстом России в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г., утвержденным в начале января.

Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков назвал вполне ожидаемым внесение в Закон об адвокатуре поправок, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с участием адвокатов иностранных государств в оказании юридической помощи в России.

«Существующее в настоящее время законодательное регулирование в этом вопросе весьма лаконично: зарубежные адвокаты должны быть зарегистрированы в специальном реестре Минюста, они могут оказывать юридическую помощь на территории России лишь по вопросам права данного иностранного государства и им запрещено вести дела, связанные с государственной тайной. Однако вопросы адвокатской деятельности гораздо обширнее и изложенные нормы не охватывают всего многообразия этой работы», – пояснил Андрей Сучков.

«Вместе с тем неурегулированным остается ряд вопросов, касающихся установления требований к адвокатам иностранных государств и условий оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации. Также отмечаем, что в настоящее время законодательно не установлен контроль за деятельностью адвокатов иностранных государств при оказании юридической помощи», – подчеркивает Минюст.

В документе отмечается, что, в частности, следует установить обязанность иностранных адвокатов по уведомлению Минюста о прекращении ими статуса адвоката в иностранном государстве, решении суда о признании адвоката виновным в совершении преступления, о признании его недееспособным или ограниченно недееспособным, «а равно и другой информации, которая может иметь значение для целей предоставления государственной услуги».

В документе отдельно подчеркивается, что регламентации также требуют вопросы обязательного установления для адвокатов иностранных государств правил поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности в России.

Разработка Минюстом документа, устанавливающего конкретные требования и условия, планируется после принятия предложенного законопроекта Госдумой во втором чтении.

«Самое интересное начнется, когда станут разрабатывать сами требования к зарубежным коллегам, – подчеркнул Андрей Сучков, отметив, что законопроект нельзя назвать революционным. – И тут возникает множество вопросов. Начиная от подтверждения адвокатского статуса и его действительности на настоящий момент, отсутствия факта его приостановления и прекращения, а также продления статуса, если такие процедуры предусмотрены национальным законодательством страны, где адвокатский статус был получен».

Кроме того, он заметил, что поскольку зарубежный адвокат попадает в профессиональную среду, где действуют определенные писанные этические нормы, то он должен знать эти требования. «Возможно, будет поставлен вопрос о необходимости сдачи адвокатом иностранного государства теста на знание Кодекса профессиональной этики адвоката, как это в настоящее время делают претенденты на получение статуса российского адвоката», – предположил исполнительный вице-президент ФПА РФ.

Он не исключил возможного распространения на зарубежных адвокатов и дисциплинарных процедур за этические нарушения, допущенные при осуществлении адвокатской практики на территории России. «Если эта тема будет обсуждаться, то встанет вопрос о том, органы какой региональной адвокатской палаты будут рассматривать такие дела», – заметил он, сообщив, что российская адвокатура считает необходимым высказать свое видение по этим и другим вопросам регулирования деятельности адвокатов иностранных государств на территории России в рамках обсуждения этой темы с Правительством РФ.

Проблему неурегулированности отношений, возникающих в связи с оказанием юридической помощи иностранными адвокатами на территории России, поднял и советник ФПА РФ Сергей Бородин на прошедшем на днях Саммите адвокатов Грузии, стран Балтии и СНГ «Вызовы современной юридической профессии».

Он рассказал, что на сегодняшний день в реестре иностранных адвокатов Минюста зарегистрировано только 134 адвоката. «Это удивительная цифра, поскольку рынок юридических услуг в России измеряется миллиардами долларов, – отметил советник ФПА РФ. – При этом, по данным Федеральной налоговой службы, в России зарегистрировано более двух тысяч организаций с иностранным участием, которые оказывают юридические услуги». Эти цифры свидетельствуют о том, что иностранные адвокаты практикуют, но не считают нужным получать статус иностранного адвоката, уверен эксперт.

Причину сложившейся ситуации Сергей Бородин видит в отсутствии единого регулирования юридической профессии в России. Так как право оказывать широкий спектр юридических услуг, за исключением представительства по уголовным делам и по ряду категорий дел в административном судопроизводстве, не ограничивается определенными требованиями к профессии, то иностранные адвокаты не видят для себя мотивов регистрироваться в реестре. Однако в этом случае они не могут оказывать юридическую помощь по уголовным и ряду административных дел, что нередко приводит к правовым казусам, при которых они не могут представлять интересы своих соотечественников по этим делам на территории России.

Он выразил надежду, что наметившееся стремление государства к регулированию этой сферы предоставит возможность иностранным адвокатам использовать тот режим правового регулирования, который существует для российских коллег, что благотворно повлияет на инвестиционную привлекательность России.

Екатерина Горбунова

Рассказать коллегам: