×

Поиск адвокатов тонет в море рекламы

ФПА обратилась к руководству поисковых систем «Яндекс» и Google с просьбой пресечь нарушения федерального законодательства
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратил внимание генеральных директоров OOO «Гугл» Юлии Соловьёвой и ООО «Яндекс» Александра Шульгина, что настройки обеих поисковых систем допускают нарушения Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также принятого в соответствии с ним Кодекса профессиональной этики адвоката.


Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко обратил внимание генеральных директоров OOO «Гугл» Юлии Соловьёвой и ООО «Яндекс» Александра Шульгина, что настройки обеих поисковых систем допускают нарушения Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также принятого в соответствии с ним Кодекса профессиональной этики адвоката.


При поиске на слово «адвокат» и производные от него, а также на термины, обозначающие виды адвокатских образований: «коллегия адвокатов», «адвокатское бюро», «адвокатский кабинет», «юридическая консультация» – системы выдают множество рекламных ссылок на услуги физических и юридических лиц, не являющихся адвокатами или адвокатскими образованиями. И это при том, что указанные выше нормативные акты запрещают не только рекламу адвокатской деятельности, допуская лишь информирование о ней, но и применение слова «адвокат» и производных от него при рекламировании услуг юристов, не являющихся адвокатами.

Информация об адвокате и адвокатском образовании является допустимой, разъясняется в письмах президента ФПА РФ, «если она не содержит оценочных характеристик адвоката; отзывов других лиц о работе адвоката; сравнений с другими адвокатами и критики других адвокатов; заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды (например, обещания выиграть дело или добиться успеха)».

В целях недопущения нарушений федерального законодательства ФПА предлагает руководству поисковых систем принять необходимый комплекс организационных и программных мер, которые позволили бы требовать от лиц, размещающих информацию об адвокате (адвокатском образовании), обязательную ссылку на реестровый номер адвоката. Реестры адвокатов, как известно, ведутся территориальными управлениями Министерства юстиции РФ и являются публичной информацией, которая находится в свободном доступе на сайтах территориальных органов юстиции, а также на сайтах адвокатских палат субъектов РФ.

ФПА также предлагает принять меры по контролю соблюдения указанных выше ограничений и в случае обнаружения нарушений сообщать об этом в региональную адвокатскую палату, в чей реестр внесены сведения об адвокате, для принятия мер в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

О том, что в поисковых системах «Яндекс» и «Гугл» встречаются рекламные сообщения некоторых организаций, которые нарушают федеральное законодательство, ранее говорилось на Конгрессе молодых адвокатов в рамках дискуссии «Информационные технологии в адвокатской деятельности. Поведение адвокатов в сети “Интернет”».

Адвокат АП Московской области Сергей Смирнов сообщил, например, что в поисковых системах нередко встречаются и объявления от лжеадвокатов, вводящие пользователей в заблуждение. При этом на Конгрессе приводились ссылки на позитивные примеры. Например, рекламы «сомнительных» врачей в поисковых системах уже практически нет, чему способствовало обращение профессионального сообщества к руководству интернет-компаний. А при поиске нотариуса, как правило, можно найти ссылку на номер лицензии на право нотариальной деятельности, что исключает возможность обращения к мошенникам.

Президент ФПА РФ сообщил «Ведомостям», что точной статистики у ФПА пока нет, но, по данным выборочной проверки, из первых же 150 объявлений, которые «Яндекс» выдает на запрос со словом «адвокат», как минимум треть размещены лицами, не обладающими таким статусом. Адвокаты, по словам Юрия Пилипенко, готовы помочь с проверкой статуса юристов, предлагающих свои услуги в Cети.

Таким образом, ФПА пытается отделить информацию о добросовестных адвокатах и адвокатских объединениях от рекламы юридических фирм и частнопрактикующих юристов, которые неправомерно предлагают адвокатские услуги, вводя потенциальных клиентов в заблуждение.


Рассказать коллегам: