×

Поправки в УИК с целью заботы о несовершеннолетних

Предлагается усовершенствовать порядок предоставления отсрочки отбывания наказания беременным женщинам
Эксперты неоднозначно отнеслись к предлагаемым изменениям. Один поддержал законопроект, отметив, что им устраняется правовая неопределенность в данном вопросе, в то время как другой указал на многочисленные недостатки. В частности, он уточнил, что необходимо учесть возможность наличия у осужденного в собственности и пользовании нескольких жилых помещений, и, вероятно, не каждое из них будет отвечать необходимым условиям для проживания ребенка.

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий изменения в ст. 177 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, касающиеся предоставления отсрочки осужденным в порядке ч. 1 ст. 82 УК РФ, т.е. беременным, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющимся единственным родителем, кроме осужденных за терроризм, тяжкие и особо тяжкие преступления и преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Поправками уточняется перечень документов, представляемых администрацией исправительного учреждения с ходатайством (представлением) о предоставлении осужденному отсрочки, разграничиваются полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и родственников осужденного по предоставлению указанных документов. Кроме того, предлагается уточнить, что последние предоставляют не справку, а заявление, поскольку законодательством не предусмотрена выдача справок физическими лицами.

В пояснительной записке уточняется, что предлагаемые изменения позволят администрации исправительного учреждения более оперативно осуществлять сбор документов, необходимых для рассмотрения судом ходатайства о предоставлении осужденному отсрочки отбывания наказания, и достичь цели ее предоставления – осуществление заботы о несовершеннолетних детях их родителями.

Адвокат КА Москвы «Межтерриториальная» Даниил Берман отметил, что положительно относится к изменениям, так как на практике возникают серьезные затруднения при реализации прав осужденных отсрочить наказание в порядке, предусмотренном ст. 82 УК РФ. «В настоящее время администрация исправительного учреждения после подачи осужденным ходатайства об отсрочке отбывания наказания вынуждена запрашивать у неких “соответствующих” государственных органов единую справку, содержащую сведения о наличии жилья и необходимых условиях для проживания с ребенком, а также иные сведения, но проверка и документальное подтверждение всех этих данных возможны только разными органами государственной власти, а проверять условия проживания ребенка по логике должны органы опеки и попечительства. Фактически это делает невозможной реализацию права осужденного на отсрочку наказания», – поясняет эксперт.

Даниил Берман обратил внимание на то, что в соответствии с поправками с родственников осужденного снимается обязанность предоставлять некую «справку о согласии родственников принять осужденного и ребенка». Адвокат пояснил, что им будет предложено предоставить заявление о согласии дать в пользование осужденному и его ребенку жилое помещение и создать необходимые условия для их проживания.

Также, отметил эксперт, законопроектом предлагается наделить правом предоставить администрации исправительного учреждения документы, необходимые для отсрочки, как самого осужденного, так и его адвоката или законного представителя.

«Обсуждаемая проблема требует скорейшего законодательного урегулирования, так как предложенные поправки в должной мере направлены на устранение правовой неопределенности в данном вопросе», – добавил Даниил Берман.

Адвокат ННО «Ленинградская областная коллегия адвокатов» Дмитрий Салыкин обратил внимание на недостатки законопроекта. Он напомнил, что в соответствии с требованиями ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органы опеки и попечительства входят в систему исполнительной власти, как и остальные органы, в которых предполагается запрашивать сведения о наличии жилья у осужденного.

«Поэтому целесообразно объединить требования закона о направлении запроса о предоставлении сведений о наличии жилого помещения у осужденного и о предоставлении органами опеки и попечительства акта обследования данного жилья в едином запросе. При этом необходимо обязать властные органы к его комплексному исполнению с предоставлением единого ответа либо ответов в соответствии с компетенциями служб, но в рамках одного запроса, срок рассмотрения которого составляет 30 суток», – отмечает Дмитрий Салыкин.

Также он пояснил, что необходимо учесть возможность наличия у осужденного в собственности и пользовании нескольких жилых помещений и вероятность, что не каждое из них будет отвечать необходимым условиям для проживания ребенка. «Где гарантия того, что органы опеки и попечительства проверят все эти помещения, а не часть из них, условия проживания ребенка в которых не будут соответствовать установленным требованиям и по которым будут составлены отрицательные заключения или акты?» – задается вопросом адвокат.

Для обеспечения достоверности и эффективности проверки по запросу необходимо законодательно закрепить право осужденного указывать в ходатайстве предполагаемый адрес проживания с ребенком в период отсрочки от исполнения наказания, отметил эксперт.

«Вместе с тем важным и правильным является положение законопроекта о возможности осуществления права предоставлять перечисленные сведения, необходимые для рассмотрения ходатайства, самим осужденным, его адвокатом или законным представителем. Данное положение позволит более полно реализовывать права осужденного и осуществлять действенную заботу о несовершеннолетних детях их родителями», – заключил Дмитрий Салыкин.

Рассказать коллегам: