×

Порядок экстрадиции обновят

Генпрокуратура предлагает новый порядок организации выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора
Эксперты «АГ», проанализировав проект указания ведомства, отметили, что оно не внесет принципиально нового в процедуру выдачи лиц для осуществления уголовного преследования, а также выразили сожаление, что его положения не в полной мере соответствуют международным стандартам.

Генеральная прокуратура РФ разработала проект указания о порядке работы органов прокуратуры по вопросам выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора в целях обеспечения выполнения международных обязательств и реализации прав по международным договорам. В документе, в частности, описаны права и обязанности задержанных лиц и сотрудников прокуратуры, некоторые сроки и основания задержания и высылки лиц, разыскиваемых компетентным органом иностранного государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора.

Старший партнер АБ «ЗКС» Алексей Касаткин считает, что необходимость изменения Указания Генерального прокурора РФ от 2008 г. по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности и иным смежным вопросам давно назрела и обусловлена новеллами российского уголовного процесса, которые в настоящее время твердо вошли в национальную правоприменительную практику.

«Речь в первую очередь о применении судами в отношении лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений, меры пресечения в виде домашнего ареста, а также транзитной перевозке выданных лиц», – пояснил адвокат. При этом он добавил, что хотя обсуждаемый проект указания и учитывает эти  изменения законодательства, однако кардинально не отличается от действующего.

Комментируя проект указания, адвокат АП г. Москвы, эксперт Независимого экспертно-правового совета при СПЧ Татьяна Маркова назвала его неполным, абстрактным и в большей части повторяющим действующее правовое регулирование, которое не отвечает назначению уголовного судопроизводства и не соответствует международным стандартам.

«В частности, на сегодняшний день по-прежнему остаются нерешенными элементарные вопросы о сроках экстрадиционной проверки и порядке их продления. О документах, которые могут быть представлены иностранным государством в подтверждение объема предъявленного обвинения, являющегося отправной точкой для определения правового положения выдаваемого лица. Кроме того, по-прежнему акцентируется внимание на возможности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу на основании постановления прокурора, несмотря на то, что такая практика неоднократно признавалась ЕСПЧ противоречащей ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод», – пояснила эксперт.

Юрист ГК «Крикунов и партнеры» Мария Юркевич поддержала позицию Татьяны Марковой, отметив, что положения, допускающие заключение под стражу на основании постановления прокурора, без предварительного судебного контроля, фактически дают зеленый свет на массовое нарушение прав выдаваемых лиц на свободу и личную неприкосновенность.
«Конституционный Суд РФ и ЕСПЧ уже неоднократно высказывались о необходимости санкционирования национальными судами любых мер принуждения, связанных с лишением свободы. Более того, применительно к экстрадиционным делам указывалось, что не допускается заключение лица под стражу на основании постановления прокурора даже при наличии решения иностранного суда», – добавила Мария Юркевич.

При этом Татьяна Маркова заметила, что вряд ли стоит упрекать в ущербности действующего правового регулирования экстрадиции только Генеральную прокуратуру РФ, ведь обозначенные аспекты проблемы могут быть решены только на законодательном уровне. «Однако представляется, что указания Генпрокуратуры, являющиеся обязательными для всех нижестоящих должностных лиц, должны как минимум соответствовать международным договорам Российской Федерации. А также хотя бы акцентировать, пусть и на подзаконном уровне, внимание нижестоящих прокуроров на вопросах первостепенной важности. Пока подзаконное регулирование порядка производства экстрадиционной проверки в большей части сконцентрировано на незначительных по сравнению с конвенционными стандартами вопросах – в основном ведомственных или уже урегулированных УПК РФ», – заключила эксперт.

Рассказать коллегам: