×

Регулирование госзакупок и закупок публичными компаниями

Использование муниципальных и госзакупок как доступный инструмент поддержки отечественных производителей и правоприменительную практику в этой области обсудили эксперты в рамках V ПМЮФ
Модератором секции выступил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. В дискуссии приняли участие заместитель председателя Комиссии по конкуренции Южно-Африканской Республики Оливер Жози, директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Сергей Максимов, управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев, управляющий партнер ЗАО «ЛЕКСАР» Артур Рохлин, секретарь Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Рено Сорьель, а также статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цариковский.

Модератором секции выступил заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. В дискуссии приняли участие заместитель председателя Комиссии по конкуренции Южно-Африканской Республики Оливер Жози, директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Сергей Максимов, управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев, управляющий партнер ЗАО «ЛЕКСАР» Артур Рохлин, секретарь Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) Рено Сорьель, а также статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цариковский.

Как отметил модератор дискуссии, прежде всего большинство претензий участников рынка госзакупок касается Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». «По сути, это рамочный закон. В большей степени это закон-лозунг, нежели закон, который вводит конкретные нормы для компаний с государственным участием, для федеральных государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и для государственных корпораций», – сказал Виктор Евтухов.

Участники дискуссии обсудили и правоприменительную практику в области госзакупок. В частности, применение Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». «На сегодняшний день, и это очевидно, те критерии, условия и ограничения, которые применяются, ведут к тому, что конкуренция на этом рынке отсутствует. Необходимо сказать, что руководители крупных госкомпании, таких как “РЖД”, “Газпром”, “Роснефть” и ряда других, понимают, что необходимо проводить прозрачные процедуры. Многие уже начинают работать фактически по системе Федерального закона № 44-ФЗ, где все четко прописано и достаточно жестко отрегулировано», – отметил заместитель министра промышленности и торговли РФ.

По словам статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России Андрея Цариковского, с 2014 г. количество жалоб на рынке госзакупок растет. «Строительство, дороги, медицина – это те области, где нарушать очень легко. Выявленными на практике проблемами Федерального закона № 223-ФЗ являются недостаточное правовое регулирование закупочной деятельности, отсутствие правового регулирования электронных процедур, недостаточный механизм контроля, к примеру, отсутствие внеплановых проверок, а также отсутствие унификации закупочных процедур», – пояснил Андрей Цариковский.

Управляющий партнер ЗАО «ЛЕКСАР» Артур Рохлин полагает, что основными нарушениями данного закона являются непрозрачные и нерыночные механизмы формирования ценовых и иных условий закупок в интересах «своего» участника. Пробелы в правовом регулировании закупочной деятельности влияют на эффективность закупок. «Задача закона заключается в том, чтобы повысить эффективность расходования государственных средств. Задача и цель закона понятны, но если посмотреть на то, как они достигнуты в действительности, то из положительных достижений можно отметить обеспечение единства экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг. Но есть цели, которые не были достигнуты, и они являются наиболее болевыми: обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок; эффективное использование денежных средств в проводимых закупках товаров, работ и услуг; предотвращение коррупции и других злоупотреблений в этой сфере», – отметил Артур Рохлин.

Особое внимание участники дискуссии уделили вопросу определения страны происхождения товара для целей установления запретов и ограничений в сфере госзакупок. В ближайшем будущем российскому правительству предстоит выработать критерии отнесения продукции к товару, произведенному в России. В дальнейшем планируется разработка проекта постановления правительства, согласно которому условием допуска товаров к государственным закупкам будет являться соответствие критерию «товара, произведенного на территории Евразийского экономического союза». Директор Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок Евразийской экономической комиссии Сергей Максимов подчеркнул, что центральная проблема при обсуждении порядка рассмотрения обращений сторон в части, касающейся нарушений национального режима, связана именно с обоснованностью введения этих исключений: «Сейчас мы с государствами-членами Евразийского союза обсуждаем, каким должно быть обоснование для введения любых исключений из общих правил, любых отступлений от применения так называемого национального режима к резидентам и нерезидентам союза».

Эксперты отметили, что в рамках ВТО у России нет обязательств в отношении государственных закупок, поэтому есть возможность использовать госзаказ как инструмент поддержки отечественных производителей.

Подводя итоги дискуссии, специалисты пришли к мнению, что Федеральный закон № 223-ФЗ требует серьезной доработки. Необходимо минимизировать возможность влияния должностных лиц государственных компаний, компаний с государственным участием и иных субъектов, которые подпадают под действие этого закона, на систему закупок. «Для усовершенствования процедуры рассмотрения нарушений в области публичных закупок необходимо ужесточить правовые последствия за нарушения антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений. Для этого необходимо предусмотреть дополнительную квалификацию сговора заказчика и участника, предусмотреть административную ответственность по модели статьи 14.32 КоАП РФ, а также признать отягчающим обстоятельством заключение договора по результатам торгов при наличии уведомления о жалобе», – отметил управляющий партнер ЗАО «ЛЕКСАР» Артур Рохлин.


Рассказать коллегам: