×

Театральная неприкосновенность

Подписан закон, по которому режиссерам-постановщикам предоставляются эксклюзивные права на живое исполнение их спектаклей
Эксперты приветствуют принятие закона, однако отметили возможность возникновения проблем, связанных с доказыванием как возникновения смежных прав, так и их использования.


28 марта Президентом РФ подписан закон, расширяющий сферу действия смежных прав режиссеров – постановщиков спектаклей. Если раньше их права действовали лишь в отношении записи постановки, то теперь речь идет также и о ее «живой» форме. Из пояснительной записки следует, что существенные изменения в постановку, в том числе нарушающие целостность и искажающие творческий замысел, что оказывает зачастую неблагоприятное впечатление на зрителя, можно вносить только с согласия режиссера.

В этой связи законом предлагается новый механизм усиления охраны смежных прав режиссеров – постановщиков спектаклей. Во-первых, постановки определены в качестве особого результата исполнительской деятельности. Во-вторых, режиссеры-постановщики наделяются личными неимущественными правами (правом на имя, правом на неприкосновенность). Также в число правомочий, определяющих содержание исключительного права на постановку, включены правомочия публичного исполнения постановки спектакля, в том числе в живом исполнении. Кроме того, определен момент начала течения срока охраны исключительного права режиссера-постановщика на постановку в зависимости от момента ее первого публичного исполнения.

Необходимость принятия поправок обуславливалась отсутствием у режиссеров-постановщиков авторских прав на результаты их работы, что ставит их в неравное положение с «коллегами по цеху»: теле- и кинорежиссерами, а также балетмейстерами и хореографами, чьи права охраняются независимо от записи танца.

Юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» Максим Али обращает внимание на то, что решение названной проблемы наиболее логичным и простым способом – за счет того, чтобы тоже наделить режиссера-постановщика авторскими правами, – оказалось невозможным ввиду международных обязательств Российской Федерации. В частности, в абз. 2 ст. 6 Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности режиссеры-постановщики указаны в качестве исполнителей, то есть обладателей смежных, а не авторских прав.

«Закон вступает в силу с 1 января 2018 г. Если какие-то постановки до названной даты уже исполняются с разрешения режиссера, то их можно будет повторять без его отдельного согласия и после вступления закона в силу, если только стороны заранее не договорились об ограниченном количестве разрешенных постановок», – отметил юрист.

Управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры» Сергей Гаврюшкин подчеркнул, что у него вызывают позитивные эмоции любые изменения законодательства, которые расширяют объем правовой охраны правообладателей. «Я считаю, что и данное изменение приведет к тому же. Это абсолютно правильно, что “живая” форма также становится объектом интеллектуальной собственности. На практике будут проблемы только в доказывании возникновения смежных прав и их использования. Но я думаю, что судебная практика приспособится устанавливать эти обстоятельства», – пояснил эксперт.



Рассказать коллегам: