×

Уступка при закупках

Министерство финансов РФ разрабатывает закон, который внедрит факторинг при закупках для отдельных видов юридических лиц
Эксперты «АГ» считают законотворческую инициативу довольно спорной. Один из них указал, что ее положения могут стать основой для злоупотреблений, а другой считает, что поправки направлены на решение узких вопросов.


Завершается общественное обсуждение разработанного Минфином России законопроекта, которым предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Законопроектом закрепляется право поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, уступать свои права денежного требования к заказчику за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, вытекающие из заключенного договора независимо от способа осуществления закупки. Как сообщается в пояснительной записке, поправки разработаны в соответствии с решением, принятым 17 февраля по итогам заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Комментируя «АГ» предлагаемые изменения в законодательство, управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский напомнил, что гражданское законодательство и сейчас позволяет поставщикам переуступать права требования, однако в случае с госкомпаниями необходимо получить на это их согласие. На практике этого добиться удается не всегда, что особенно бьет по малому и среднему бизнесу.

«Заказчики обязаны расплатиться с представителями малого и среднего бизнеса в течение 30 дней в соответствии с п. 28 постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», однако эти сроки очень часто нарушаются, хотя речь идет не только о передаче требований в связи с нарушением сроков», – уточнил он.

Эксперт пояснил, что нынешняя редакция Закона подвергается критике за то, что устанавливает нарушение срока оплаты в качестве обязательного условия реализации права на переуступку, что не соответствует обычной практике делового оборота – при факторинге переуступают и будущие требования. «Правда, и сейчас в законопроекте есть спорное положение, согласно которому переуступка возможна, если это не нарушает нормы положения о закупках госкомпании. Это может стать основой для злоупотреблений компаний», – отметил Владимир Старинский.

Партнер и руководитель практики «Сопровождение тендеров» юридического агентства «Представитель» Мария Захарова предположила, что предлагаемые поправки направлены на исключение ситуаций, при которых участник договора кредитует исполнение своего контракта и на период его исполнения оказывается в роли должника перед своими субподрядчиками либо кредиторами. «Таким образом, участник договора, исполняя обязательство, уже должен своим (суб-)контрагентам и, соответственно, несет долговые обязательства, в том числе со всеми вытекающими финансовыми последствиями», – пояснила она.

Эксперт указала на то, что возможность цессии позволяет переадресовать оплату в пользу непосредственного кредитора и избежать опосредованной цепочки оплат, теряя при этом на процентах или штрафных санкциях в пользу своих (суб-)контрагентов и кредиторов.

Но в данном случае, как подчеркнула Мария Захарова, необходимо более детально прописать в законе условия и процедуру цессии и определить ограничения. Кроме того, эксперт считает, что необходимо учитывать специфику закупок, предусмотреть процедурные особенности уступки прав требования и сделать очевидным момент наличия у поставщика (подрядчика, исполнителя) возможности частичной уступки права требования только на часть обязательства, исполненного и принятого без замечаний.

В свою очередь, адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Смирнова считает, что внесение предлагаемых законопроектом изменений абсолютно неразумно и свидетельствует о нездоровой тенденции – менять закон для решения узких вопросов.

Поясняя свою позицию, она указала, что из п. 7 ст. 448 ГК РФ не следует, что законодателем запрещена уступка прав требования по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом № 223. «В данной норме ГК РФ содержится прямое указание на то, что она применяется в случаях, когда в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов. При этом Закон не предусматривает обязанности заказчиков заключать договоры только путем проведения торгов, более того, он и не устанавливает обязанности осуществлять закупки только в форме торгов. Следовательно, п. 7 ст. 447 ГК РФ к закупкам в рамках Федерального закона № 223 не применим вовсе. Данное толкование п. 7 ст. 448 ГК РФ нашло отражение в многочисленной судебной практике», – указала эксперт.

Также Екатерина Смирнова считает, что в законопроекте предложена крайне неудачная формулировка: уступку предлагается разрешить только субъектам малого и среднего предпринимательства, с которыми заключен договор. Из буквального толкования данной нормы следует логический вывод, что участников гражданского оборота, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, законодатель не наделил правом уступать свои права денежного требования.

Кроме того, эксперт сослалась на новый обзор судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок, утв. Президиумом ВС РФ, в котором разъясняется, что введенное п. 7 ст. 448 ГК РФ требование об исполнении договора лично победителем торгов означает запрет на передачу им возникающих из соответствующих договоров прав и обязанностей при выполнении работ, оказании услуг, поставке и получении имущества. При этом данный запрет не может быть распространен на уступку победителем торгов денежного требования.

«Таким образом, высшая судебная инстанция разрешает уступку денежного требования даже в государственных и муниципальных закупках (регулирование которых существенно строже, чем регулирование закупок по Федеральному закону № 223), а законодатель тем временем пытается ограничить уступку по договорам, заключенным в соответствии с данным Законом», – заключила Екатерина Смирнова.


Рассказать коллегам: