×

Векторы развития уголовной политики

Алексей Кудрин представил предложения по преобразованию уголовного законодательства
Чтобы достичь положительного эффекта, от реформ требуются изменения в институционально-правосознательной плоскости, уверены эксперты Центра стратегических разработок.


5 апреля в Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные основным проблемам в формировании уголовной политики в России. В рамках мероприятия был представлен доклад  Центра стратегических разработок Алексея Кудрина «Уголовная политика: дорожная карта (2017–2025 годы)» (имеется в распоряжении «АГ»). 

В докладе подробно проанализировано текущее состояние российского уголовного законодательства, а также обозначены различные варианты по его реформированию. Впрочем, документ не являет собой готовую концепцию уголовной политики. Авторы сразу же оговариваются в предисловии, что не выступают с конкретными предложениями по внесению поправок в УК РФ, а только «обозначают векторы развития уголовной политики, а также возможные варианты их практической реализации», которые могут послужить основной конструктивной дискуссии.

По мнению экспертов ЦСР, современный этап развития уголовного законодательства в России характеризуется зачастую беспорядочными и противоречивыми изменениями УК РФ. В качестве аргумента приводится тот факт, что с момента принятия в 1996 г. Уголовного кодекса РФ, состоящего из 360 статей, в него к сегодняшнему дню внесено более 1500 изменений, в том числе противоречивых, в результате которых он утратил свою системность.

Как отмечается в докладе, недовольство содержанием УК РФ имеется практически у всех «социально значимых групп»: академической среды, судейского корпуса, следователей, адвокатского сообщества, бизнес-омбудсмена и представителей правозащитных объединений. Уточняется, что адвокатское сообщество критически отмечает не столько уголовно-правовые, сколько процессуальные слабые места современной уголовной политики: незначительное число оправдательных приговоров, дефекты построения правоохранительной системы, влияющие на независимость суда, отсутствие вариативности в уголовном преследовании, сокращение компетенции суда присяжных и так далее.

Также авторы отметили, что еще в 2014 г. председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников высказывался в пользу принятия новых УК РФ, УПК РФ и УИК РФ. Однако никакие предложения со стороны органов власти не были реализованы, тогда как академическое сообщество к 2016 г. представило проекты всех трех обновленных кодексов.

К основным вызовам, стоящим перед уголовным законодательством сегодня, эксперты Алексея Кудрина относят несбалансированность карательной политики государства, проявляющуюся в непоследовательной практике назначения уголовных наказаний, а также чрезмерную криминализацию, проявляющуюся либо в объявлении преступными и наказуемыми деяний, не представляющих большой общественной опасности, либо в дублировании уголовно-правовых запретов в тексте уголовного закона.

Решать данные проблемы предлагается поэтапной «скоординированной системной работой, охватывающей все уголовно-правовое поле, с привлечением и практиков, и теоретиков».

В качестве первоочередного этапа указана гуманизация уголовного законодательства и практики его применения с реализацией в 2017–2018 гг. Этого предлагается добиваться путем расширения применения наказаний, не связанных с лишением свободы, снижением продолжительности сроков заключения, введением института уголовного проступка, а также послаблений для лиц, впервые совершивших преступления, в совокупности с жесткой карательной политикой в отношении рецидива.

Второй этап с реализацией в 2019–2021 гг. – это систематизация уголовно-правового поля, концентрирующаяся не на санкциях, а на описании преступных деяний и их круге. «Необходимы системный подход к законодательному реформированию УК РФ, выдерживание единой терминологической линии как внутри уголовного закона, так и в его соотношении с иными нормативными правовыми актами», – говорится в докладе.

Финальный этап (2022–2025 гг.) – внедрение новой пенализации,  под которой понимаются «упорядочение системы уголовных наказаний и санкций после содержательного упорядочения текста уголовного закона» и «развитие иных, альтернативных наказанию мер уголовно-правового характера».

«В основу новой пенализации должна быть положена идея экономии уголовной репрессии. Современное общество не может преследовать наказанием все совершенные преступления – оно должно дополнять наказание иными мерами уголовно-правового характера, в особенности в приложении к незначительным преступлениям, не требующим жесткой репрессивности», – подчеркивают авторы «дорожной карты».

Кроме того, в рамках реформирования уголовного законодательства предлагается отдельно сконцентрироваться на сопутствующих современности аспектах: транснациональной преступности, преступлениях, связанных с новыми технологиями, а также на применении новых технологий в качестве средств контроля за преступностью.

Несмотря на то что большая часть доклада Центра стратегических разработок посвящена вопросам преобразования именно УК РФ, авторы не обошли стороной и вопросы процессуального и исполнительного уголовного законодательства.

«Уголовно-процессуальное законодательство в последние годы является во многом полем для законодательных экспериментов, на котором действуют различные игроки с различными интересами, среди которых нужно назвать прежде всего Верховный Суд РФ, Следственный комитет РФ, Генеральную прокуратуру РФ, бизнес-сообщество в лице Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Лоббистские возможности адвокатского сообщества в данной области крайне ограниченны», – подчеркивается в документе. 

При этом отмечается, что УПК РФ вызывает гораздо меньше нареканий. В этой связи предлагается в 2017–2018 гг. вносить в него лишь частные корректировки, устраняющие обвинительный уклон в деятельности органов государственной власти. А в 2019–2025 гг. – реализовать «крупные корректирующие шаги, направленные на совершенствование уголовного судопроизводства». К ним, в частности, относится расширение полномочий адвокатов: «от обязанности приобщать все доказательства стороны защиты до введения полноценного адвокатского расследования».

Среди предложений по реформированию уголовно-исполнительной системы РФ в докладе приводятся возможное расширение круга лиц, отбывающих наказание в колониях-поселениях, за счет облегчения порядка перевода туда, увеличение доли условного осуждения, расширение применения УДО и замены неотбытой части наказания более мягким.

В заключительной части доклада авторы отметили, что для достижения положительного эффекта от реформ потребуются «изменения в институционально-правосознательной плоскости». «Реализация уголовной политики не должна сводиться к написанию красивых деклараций про уголовный закон. Напротив, конкретные ощутимые шаги по гуманизации уголовного законодательства, его приведению в соответствие с потребностями дня, взаимоувязанные с институциональными реформами в судебной и правоохранительной системах, способны построить в России отвечающее вызовам современности уголовное право», – заключают авторы документа.



Рассказать коллегам:
Дискуссии
Концепция уголовной политики
Концепция уголовной политики
Уголовное право и процесс
14 Декабря 2017