×

За подделку паспорта – в тюрьму

Разработан пакет поправок, ужесточающих ответственность за подделку и использование подложных документов
Эксперты сочли предлагаемые изменения нецелесообразными, поскольку данные деяния в должной мере урегулированы в нынешней редакции УК РФ и не требуют излишней криминализации, а поправки в КоАП РФ не вносят ничего принципиально нового.

МВД России разработало проекты поправок в КоАП РФ и УК РФ, направленные на ужесточение ответственности за преступления и правонарушения, связанные с подделкой, использованием, приобретением и сбытом подложных документов.

Первый законопроект предусматривает внесение изменения в ст. 19.11, 19.18 и 19.23 КоАП РФ. Предлагается ввести административную ответственность за повторное нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей или иных носителей изображения Государственного герба РФ в виде административного штрафа от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Также документом устанавливается административный штраф за представление ложных сведений для получения паспорта или других документов, удостоверяющих личность или гражданство, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для выдачи иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей. Для граждан предусмотрен штраф от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – от пяти до десяти тысяч рублей.

За повторное совершение юридическим лицом подделки документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт предлагается установить административный штраф в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.

По мнению авторов, принятие таких поправок позволит устранить пробел в правовом регулировании и эффективнее бороться с незаконным изготовлением документов, печатей, штампов или бланков, так как создаст условия для конфискации орудия совершения правонарушения.

Второй проект содержит изменения в ч. 1 ст. 327 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа. Ее предлагается дополнить частью 1.1, которая предусматривает ответственность за подделку паспорта гражданина или удостоверения в целях его использования либо сбыт таких документов. В качестве наказания за такое преступление предусмотрена ответственность в виде ограничения свободы, либо принудительных работ, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Также ст. 327 УК РФ предлагается дополнить частью 1.2, вводящей ответственность за приобретение, хранение, транспортировку в целях использования или сбыта заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения, иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков. За данные деяния предусматривается ограничение свободы, либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до одного года.

Также проект затрагивает ст. 171 УК РФ, в которую предлагается внести изменение, согласно которому незаконным предпринимательством предлагается признать осуществление предпринимательской деятельности без аккредитации в случаях, когда такая аккредитация обязательна.

Как указывается в пояснительной записке, появление законопроекта обусловлено тем, что в настоящее время вне поля правового регулирования остаются вопросы ответственности за такие сопутствующие использованию подложных официальных документов деяния, как приобретение, хранение, транспортировка их в целях использования или сбыта. А усиление ответственности за подделку паспорта и иных удостоверяющих личность документов мотивировано их значимостью для гражданина и степенью негативного влияния их подделки на нормальную деятельность органов государственной власти.

По мнению адвоката АП Омской области Евгения Забуги, предлагаемые изменения в ст. 171 УК РФ расширяют границы уголовной ответственности, поскольку понятие «лицензия» не включает в себя аккредитацию, что, исходя из буквального толкования закона, ограничивает правоохранительные органы в свободе процессуального «творчества».

«В настоящее время в России насчитывается не менее 40 видов лицензируемой деятельности, которая регулируется не менее чем 10 федеральными законами. Аккредитуемая деятельность насчитывает также десятки различных сфер, но, в отличие от лицензируемой деятельности, регулируется нормами не только федеральных законов, но и подзаконных актов, даже корпоративных актов (например, в области профессионального спорта)», – пояснил он.

Дополнения в ст. 327 УК РФ Евгений Забуга назвал социально обусловленными, поскольку паспорта и удостоверения личности нередко подделываются в различных целях. Впрочем, он отметил, что острой необходимости в уточнении объектов уголовно-правовой охраны нет, поскольку действующая редакция этой статьи и так охватывает деяния по подделке удостоверений и иных официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.

Аналогичное мнение высказала юрист уголовной практики АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Ляйля Панаева. Она обратила внимание на то, что, поскольку приоритетным направлением в уголовной политике в настоящий период выступает гуманизация уголовного законодательства, подобное ужесточение ответственности является нецелесообразным. Кроме того, подчеркнула Ляйля Панаева, согласно приведенным в пояснительной записке статистическим данным, наблюдается снижение количества совершаемых деяний в данной сфере.

По поводу изменений в КоАП РФ Евгений Забуга заметил, что они не вносят ничего принципиально нового, хотя усиление мер ответственности за предусмотренные названными статьями правонарушения, по его мнению, можно оценить положительно.

Рассказать коллегам: