×

Защита или ограничение прав?

В Госдуму внесен законопроект, значительно расширяющий полномочия полиции
Некоторые из экспертов оценили законодательную инициативу как эволюционное развитие полицейского законодательства, другие увидели в ней ярко выраженную репрессивную направленность, которая негативно скажется на правах граждан.


Проектом закона предлагается дополнить Закон о полиции рядом новелл, направленных, как заявлено, на усиление гарантий защиты прав граждан и на совершенствование практической деятельности полицейских по предупреждению правонарушений. Корреспондирующие поправки также планируется внести в Закон о службе в органах внутренних дел и Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.

Согласно проекту, полицейские обязаны будут разъяснять задержанному лицу его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление родственника или близкого лица о факте его задержания и право на отказ от дачи объяснения. Законопроектом на полицию возлагается обязанность сообщать родственнику или близкому лицу пострадавшего о принятых мерах помощи, а также информацию о его направлении в медицинскую организацию. Кроме того, предлагается расширить круг лиц, которым задержанный имеет право позвонить.

При этом законопроектом вводятся нормы, позволяющие полицейским проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории с целью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Также нововведением является предоставление сотрудникам органов внутренних дел права вскрывать транспортные средства, если там заблокировались правонарушители или это необходимо для спасения граждан, например, если в машине оставлен младенец.

Кроме того, уточняются полномочия сотрудников полиции по применению огнестрельного оружия. Так, при попытке задерживаемого лица приблизиться к сотруднику полиции, у которого в руках находится огнестрельное оружие, прикоснуться к его оружию или совершить иные действия, дающие основание расценить их как оказываемое противодействие, сотрудник имеет право открыть огонь. Напомним, ранее аналогичного рода поправки были предложены по отношению к сотрудникам ФСО.

Поправками сотрудников полиции предлагается наделить правом для доставки находящихся в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться граждан в медицинские организации или организации социального обслуживания.

Сотрудникам МВД России предлагается участвовать совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами или наркоманами, представляющими опасность для окружающих. Законопроектом предлагается установить презумпцию доверия к действиям сотрудника полиции как должностному лицу, действующему от имени государства в интересах общества и государства. Четко разграничиваются обязанности по осуществлению административного надзора за гражданами, освобожденными из мест лишения свободы, и розыску правонарушителей.

Отдельно прописано, что полицейский не подлежит преследованию за законные действия, совершенные им при выполнении обязанностей. При этом оговаривается, что государство «гарантирует презумпцию доверия и поддержку сотруднику полиции при выполнении им служебных обязанностей».

Комментируя для «АГ» предлагаемые в законы изменения, старший партнер КА «Дефенден Юстицио» Дмитрий Дядькин указал, что их можно рассматривать как эволюционное развитие полицейского законодательства. По его словам, во-первых, изменения направлены на редакционное приведение в соответствие существующих дефиниций закона. Во-вторых, отдельные правки, в том числе инновационные, вносят существенное изменение в уже существующее правовое регулирование. Отдельно адвокат остановился на предполагаемом изменении в ряде положений ст. 5 закона, регламентирующей соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, термина «обязан» на «должен», что существенно меняет полномочие обязательства на долженствование.

В то же время старший партнер, адвокат АБ «Ковалёв, Рязанцев и партнеры» Александр Рязанцев отметил, что документ, существенно расширяющий права полиции, изобилует положениями, предусматривающими вольную трактовку со стороны сотрудников правоохранительных органов. В частности, эксперт не понимает, что подразумевается под «иными действиями» в случае применения сотрудником огнестрельного оружия.

Также его насторожил принцип «презумпции доверия полиции». «Предложение о введении этого принципа, на мой взгляд, крайне неудачная инициатива. Полиции априори можно доверять, а гражданину нет? И вот здесь все “резиновые”, нормы, используемые полицейскими по их усмотрению, приобретают иной смысл, поскольку доверие к действиям полиции предполагается, а правоохранители, как известно, встречаются и недобросовестные. То есть увидел полицейский какие-то “иные действия”, которые, может, даже никто, кроме него, не видел, и расценил как угрозу, выстрелил, а доверие к нему предполагается!» – пояснил Александр Рязанцев.

Адвокат Краснодарской краевой коллегии адвокатов, председатель Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Краснодарского края Алексей Иванов также считает, что предлагаемые расширения полномочий полицейских могут привести к ограничению прав обычных граждан. Например, у адвоката вызывают опасения положения законопроекта, позволяющие вскрывать транспортные средства, а также применять огнестрельное оружие. «Как это будет происходить – непонятно, но, вероятнее всего, на глаз. Подчеркну, речь идет о расширении права применить огнестрельное оружие в отношении граждан», – добавил он.

Положение о презумпции доверия к полицейскому и отказ от преследования сотрудников правоохранительных органов за действия, совершенные при выполнении своих обязанностей, эксперт назвал юридическим нонсенсом.



Рассказать коллегам: