Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

12 млн мошенники похитили со счетов москвича после замены его сим-карты

Суд обязал оператора мобильной связи вернуть клиенту деньги и выплатить компенсацию морального вреда и штраф

12 млн мошенники похитили со счетов москвича после замены его сим-карты

«Если ты в банке ВИП, то время от времени надо менять номера телефонов. Как минимум», – подытожил наш первый разговор Сергей (данные изменены).

За несколько дней до этого мошенники похитили чуть больше 12 млн руб. со счетов Сергея в Сбербанке и ВТБ, используя его сим-карту компании МТС. Сумма значительная, и в рефлексивной погоне за ней он обратился в оба банка и к оператору мобильной связи. После стандартных обещаний разобраться стало ясно – разбираться никто не собирается.

Как со счетов утекают миллионы

Сергей – москвич, но его связанный с туризмом бизнес предполагает частые выезды в Подмосковье на несколько дней. Во время одной из таких командировок в ноябре 2018 г. он внезапно обнаружил, что мобильная связь пропала. Удивления это поначалу не вызвало: туристическая база лесная, связь нестабильная. В течение дня он перезагружал телефон, ставил его на подоконник – стандартные действия в такой ситуации. Ничего не помогало. Подождал еще день и с другого телефона позвонил в МТС. На вопрос оператора, давно ли он менял сим-карту, ответил – давно. Ему объяснили, что со временем карты выходят из строя. Сергей поинтересовался, не производилась ли замена сим-карты по его номеру. Его успокоили: такой информации нет. Вернувшись, он получил новую карту в салоне мобильного оператора. Все заработало.

Читайте также
Если оператор связи списал деньги за подписку без согласия абонента
Как вернуть денежные средства за навязанную услугу?
28 октября 2019 Советы

Встревожился Сергей через несколько дней, когда попробовал воспользоваться приложением Альфа-банка. Оно оказалось заблокированным. Сотрудник банка пояснил, что произошло это после того, как были замечены попытки провести подозрительные операции. Сомнительные транзакции банк запретил – счет не пострадал.

Сергей попытался открыть приложение банка ВТБ. Оно тоже было заблокировано. В банке менеджер изучил состояние счета. Оказалось, что за те несколько дней, пока у Сергея не работал телефон, со счета утекли все деньги – 12 млн руб. Мошенники обменяли доллары и евро, которые лежали на счету несколько лет, рубли перечислили в адрес двух ООО, выполнили более 40 переводов по 100 тыс. руб. на счета физических лиц. Только после этого банк заблокировал платежи. Сергей подписал предложенную стандартную претензию с требованием возврата денег. Тогда его удивил срок ее рассмотрения – 60 дней. Понимание, что претензия эта – формальность, пришло позже. Банк содействия не оказал.

В тот же день Сергей подал заявление о преступлении в районный ОВД. Случай интереса не вызвал.

После этого он получил детализацию по своему номеру МТС. Многое стало понятно: в день, когда его телефон перестал работать, начали действовать мошенники. Сначала была подключена услуга «Добровольная блокировка», а затем, почти одномоментно, произведена замена сим-карты. После этого потоком пошли СМС и звонки мошенников, ответы и звонки банков. Через личный кабинет в МТС Сергей направил запрос с требованием предоставить информацию о замене сим-карты.

Затем он отправился в Сбербанк, мобильное приложение которого тоже было заблокировано. Там мошенники смогли сделать лишь два перевода: 9,5 тыс. руб. за мобильную связь «Теле2» и 35 тыс. руб. на счет физического лица. Не обошлось без комического. Мошенники видели в приложении «металлические» счета с золотом и платиной, но обналичить их не смогли, хотя и звонили многократно в службу поддержки. Без личного визита тут было не обойтись, а причина – в возрасте счетов, открытых давно еще посредством оформления сберкнижки. Остатки по таким счетам обязательно должны отражаться в ней, и современные технологии здесь бессильны.

Менеджер Сбербанка оказался разговорчив и без обиняков заявил, что это проблема не банка, а исключительно МТС. Сергей расстроился окончательно: оператора мобильной связи в качестве ответчика он на тот момент не рассматривал.

В офисе МТС удалось выяснить, что сотрудник, производивший замену сим-карты, уволился.

Когда за дело берутся юристы

Описанные обстоятельства стали нашей отправной точкой. Забегая вперед, отметим: оба банка и мобильный оператор категорически отказались помогать своему прежде лояльному клиенту. Сергея стали считать назойливым, а его случай – недоразумением.

Читайте также
Битва за персональные данные
Банк передал вашу личную информацию посторонним лицам, и теперь вы вынуждены отвечать на ежедневные звонки с неизвестных номеров и опасаетесь, что ваши данные попадут в руки мошенников? Если ваши права нарушили – сражайтесь. Закон на вашей стороне
07 октября 2019 Советы

Мы решили идти двумя параллельными путями – активизировать процессуальную проверку в ОВД и обратиться с исковым заявлением в суд. Первый дал и не дал результаты одновременно. Уголовное дело было возбуждено, МУР задержал мошенников. Группа работала основательно: телефоны, сим-карты, обученные специалисты, множество потерпевших... Но встал вопрос о том, как взыскивать ущерб, – деньги испарились. Оставалось идти в суд. И акцент было решено сделать на действиях МТС.

Иск мы обосновали так: представитель оператора, являясь сотрудником АО «РТК», действовавшего от имени ПАО «МТС» на основании агентского договора, незаконно предоставил третьему лицу возможность пользоваться заказанными и оплаченными абонентом услугами мобильной связи по его абонентскому номеру, выдав этому лицу соответствующий модуль идентификации абонента (сим-карту). В результате третьи лица смогли управлять операциями по счетам абонента в банковских учреждениях посредством телефонной связи с этого абонентского номера, в том числе производить расходные операции без фактического волеизъявления владельца счетов.

ВТБ (ПАО) и ПАО «Сбербанк» были привлечены в качестве соответчиков.

Существенных временных затрат потребовало опровержение позиции компании МТС, которая утверждала, что Сергей явился в офис и сам заменил сим-карту. Справки, показания свидетелей, судебная почерковедческая и техническая экспертиза – нам потребовался полный комплект доказательств. При этом мобильный оператор всячески препятствовал экспертизе, уклоняясь от предоставления оригинала заявления о замене сим-карты. Более того, ответчик представил заключение эксперта-почерковеда о том, что подпись на этом заявлении выполнена Сергеем. Но судебный эксперт эти выводы опроверг. Он указал, что подпись в графе «Подпись заявителя (представитель)» в заявлении выполнена не Сергеем, а другим лицом с подражанием по образцу без тренировки. Время выполнения подписи соответствует дате, указанной в данном документе.

Оснований для взыскания ущерба с банков суд не усмотрел. Однако суд признал ненадлежащее исполнение мобильным оператором своих обязательств по договору об оказании услуг сотовой связи (ст. 401 ГК РФ) и удовлетворил требования в части возмещения имущественного вреда полностью, частично удовлетворил требования о компенсации морального вреда – 10 тыс. руб., а также взыскал судебный штраф – 100 тыс. руб.

Ответчик обжаловал решение, но суд апелляционной инстанции оставил его в силе.

Итог: год и четыре месяца – от принятия дела судом первой инстанции до апелляционного рассмотрения жалобы ответчика. Ущерб взыскан. Но это дело из тех, что порождают некоторую досаду. Уязвимость систем защиты персональных данных клиентов банков и мобильных операторов, крайне небрежное отношение к пострадавшим клиентам, откровенная фальсификация доказательств в суде – все это не может не оставлять осадка. Такие оппоненты используют любую оплошность пострадавшего клиента. Потому остановлюсь на сакральном: при первых тревожных симптомах обращайтесь за помощью к специалистам.


Читайте также: