Какой суд разрешит спор российского потребителя и иностранной компании?

Как часто вы покупаете товары и авиабилеты, бронируете отели и автомобили через сайты иностранных компаний? Случается такое? Тогда лучше сразу разобраться, куда жаловаться, если товар или услуга окажутся некачественными

Какой суд разрешит спор российского потребителя и иностранной компании?

Мы уже привыкли приобретать товары и получать услуги через сайты международных и иностранных компаний. Многие россияне используют их сервисы для покупки авиабилетов, бронирования гостиниц и автомобилей, получения доступа к услугам такси, образовательным и финансовым услугам и т.д. Вот только куда жаловаться, если товар или услуга оказались некачественными? Обычно крупные компании стремятся урегулировать споры в пользу потребителей, но все же лучше знать о своих правах для их эффективной защиты.

Защитит ли российский суд права покупателя заграничного товара?

Иностранные компании, ведущие электронную торговлю на территории России, часто включают в договор купли-продажи (оферту), с которым покупатель знакомится и соглашается на сайте продавца, оговорку о месте рассмотрения спора (подсудность) и применимом праве.

В ст. 1212 Гражданского кодекса РФ указано, что иностранный продавец товара, работ или услуг, являющийся профессионалом в соответствующей области, и российский покупатель, который приобретает их для личных, семейных, домашних нужд, могут заключить соглашение о применимом праве к заключаемому между ними договору. Но при этом потребителя нельзя лишить права на защиту своих интересов по нормам права в государстве своего места жительства, если иностранный продавец осуществляет деятельность в стране места жительства потребителя либо любыми способами направляет свою деятельность на территорию этой страны, при условии, что договор связан с такой деятельностью продавца.

Иными словами, если у иностранного продавца или исполнителя на территории России есть постоянное представительство (филиал, офис) или его сайт содержит информацию, направленную на российского потребителя, то тогда гражданин РФ вправе защитить свои нарушенные права в соответствии с российским законодательством в российском суде.

А что говорят Верховный Суд и Роспотребнадзор?

В середине 2019 г. Верховный Суд РФ более подробно высказался об указанном выше праве российского потребителя1. Суд указал, что иностранный продавец считается направляющим свою деятельность на территорию России (место жительства потребителя), в частности, в том случае, когда такой продавец поддерживает в Интернете сайт, содержание которого свидетельствует о его ориентации на потребителей из России.

Сайт может рассматриваться как ориентированный на российских потребителей, если одним из его языков является русский, цены приведены в российских рублях, указаны контактные телефоны с российскими кодами или имеются другие доказательства (например, владелец сайта заказывал услуги, направленные на повышение цитируемости его сайта у российских пользователей сети Интернет).

Позже Роспотребнадзор дал более развернутые пояснения о том, что подразумевается под направленностью деятельности иностранной компании на территорию России. В качестве критериев такой направленности допускается считать следующие:

  • продавец (исполнитель) использует русскоязычную версию интернет-сайта, или из содержания такого сайта следует, что информация о товарах (услугах) предназначена для потребителей, владеющих русским языком или языком народов Российской Федерации;
  • продавец (исполнитель) использует доменное имя сайта, связанное с Россией или субъектом РФ (.ru, .рф, .su, .москва, moscow и т.п.);
  • обеспечена возможность осуществления расчетов в российских рублях или с использованием платежных инструментов, доступных только российским потребителям;
  • эквайринг продавца (исполнителя) осуществляется российским банком или небанковской кредитной организацией;
  • предусмотрена возможность исполнения на территории РФ заключенного на сайте продавца (исполнителя) договора (доставка товара, оказание услуги или пользование цифровым контентом на территории России);
  • размещена реклама на русском языке, отсылающая к сайту продавца;
  • имеются иные обстоятельства, явно свидетельствующие о намерении продавца заключить договор купли-продажи (возмездного оказания услуг) с российским потребителем.

Суды – на стороне потребителей

Вышеизложенная позиция Верховного Суда РФ стала закономерным обобщением формировавшейся до этого, нередко разрозненной, судебной практики.

В 2017 г. Московский городской суд посчитал правомерным рассмотрение российским судом иска к нидерландской компании Booking.com.B.V. Суд установил, что компания распространяла в Интернете рекламу своих услуг, направленную на привлечение внимания российских потребителей (онлайн-бронирование отелей и апартаментов, авиабилетов, автомобилей, ресторанов), у нее есть офис в России и стороны не заключили соглашение о подлежащем применению праве2.

В 2018 г. Президиум Московского городского суда отменил определение нижестоящего суда об отказе в принятии к рассмотрению иска к компании Wargaming Group Limited, зарегистрированной на Кипре, которая на момент рассмотрения жалобы являлась владельцем и администратором сайтов www.worldoftanks.ru и www.wargaming.net.ru.

Суд установил, что Wargaming Group Limited осуществляла распространение в Интернете информации, направленной на привлечение внимания российских пользователей. Компания использовала русифицированный сайт www.worldoftanks.ru, где «.ru» – национальный домен верхнего уровня для Российской Федерации, что само по себе свидетельствует о цели привлечения потребителей из числа граждан РФ. Московский городской суд указал, что по выбору истца (потребителя) иск к Wargaming Group Limited в соответствии с положениями ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ может быть рассмотрен российским судом3.

В одном из прошлогодних определений Верховный Суд РФ утвердил свою позицию, указав, что иск жительницы Мурманска о расторжении договора на оказание медицинской услуги к белорусской клинике подлежит принятию и рассмотрению российским судом. ВС РФ отметил, что нижестоящие суды не учли наличие на сайте ответчика (белорусской компании) информации на русском языке о предоставлении им как медицинским учреждением стоматологических услуг иностранным гражданам и гражданам РФ, а также то, что цены на услуги приведены в российских рублях. Дело было направлено в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии иска к производству4.

Как понять, можно ли будет обратиться в российский суд?

Для информирования потребителей Роспотребнадзор опубликовал на своем сайте перечень наиболее популярных интернет-сервисов, которые принадлежат иностранным компаниям.

В случае если иностранная компания осуществляет деятельность в России или любыми способами направляет деятельность на территорию нашей страны, российский суд вправе защитить права потребителя, применив нормы российского права. Этому не может препятствовать даже заключение соглашения между потребителем и иностранной компанией о выборе права иностранного государства для разрешения споров и рассмотрения их в иностранном суде.

Для понимания своих прав российскому покупателю, заказчику услуг или работ на сайте иностранной компании рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • есть ли на сайте информация на русском языке;
  • находится ли доменное имя сайта в русской доменной зоне (.ru, .su, .рф);
  • имеются ли у иностранной компании представительства на территории РФ (есть ли филиалы, указан ли адрес офиса);
  • в какой валюте указаны цены на сайте;
  • какие платежные системы используются на сайте;
  • есть ли на сайте иная информация, из которой следует, что продаваемый продукт направлен на российского потребителя.

Ознакомление с сайтом поможет понять, является ли компания иностранной и есть ли у нее представительства в России, подпадает ли информация на сайте под критерии, допускающие обращение потребителя за защитой своих прав в российский суд по месту своего жительства на основании ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Алгоритм защиты прав потребителя, нарушенных иностранным продавцом

1. Подготовка и направление иностранной компании претензии на электронный адрес (адреса), указанный на ее официальном сайте.

2. При отказе удовлетворить претензию или отсутствии ответа со стороны иностранного продавца – подготовка иска и его направление ответчику. Целесообразно это сделать как почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, так и по электронной почте, указанной на сайте компании (возможно, по нескольким известным адресам).

3. Подача иска с необходимыми приложениями в суд общей юрисдикции в соответствии с правилами подсудности по месту жительства потребителя. С правильным определением суда может помочь юрист или адвокат.

Эффективно защитить свои права через обращение в российский суд при наличии спора с иностранной компанией потребителю удастся в том случае, если у Российской Федерации имеется соглашение о признании решений российских судов с государством, резидентом которого является иностранный продавец. Потому стоит обращать внимание на местонахождение иностранной компании и наличие двустороннего соглашения у России с этой страной. Можно воспользоваться информацией о двусторонних договорах, размещенной на сайте Министерства иностранных дел РФ.

После вступления в законную силу решения российского суда нужно будет пройти в иностранном государстве установленную местным законодательством процедуру признания решения. Только после этого можно будет предъявить его к исполнению на территории иностранного государства.

Таким образом, приобретая у иностранной компании товары (заказывая работы, услуги), потребитель должен понимать, сможет ли он обратиться за защитой своих прав в российский суд в случае возникновения спора, возможно ли будет исполнение решения суда в иностранном государстве и целесообразно ли это с материальной точки зрения.


1 Пункты 45–47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации».

2 Апелляционное определение Московского городского суда от 22 сентября 2017 г. по делу № 33-25854/17.

3 Постановление Президиума Московского городского суда от 18 сентября 2018 г. по делу № 44г-259/18.

4 Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2020 г. № 34-КГ20-6-К3.

Читайте также: