Мошенники атакуют клиентов банков

Как противостоять преступникам и что делать, если им удалось добраться до денег на счету?

Мошенники атакуют клиентов банков

СМИ не раз рассказывали о том, что сотрудники банка вправе обратиться к клиенту по телефону с просьбой подтвердить операцию или объяснить экономическую целесообразность денежного перевода, а в случае отказа банк может приостановить операцию или заблокировать счет. Вместе с тем такое просвещение граждан оказалось опасным. После этого активизировались мошенники. Они звонят клиентам банков, представляются банковскими работниками и просят сообщить информацию, которую затем используют для хищения денег со счетов граждан.

Как преступники действовали раньше?

Методы незаконного завладения денежными средствами позволяют отследить закономерности прогресса криминального мира. В 2001–2010 гг. к уголовной ответственности привлекали в основном за кражу и разбой (ст. 158 и 162 УК РФ). Преступники покушались на наличные денежные средства граждан. Нередко они нападали на инкассаторов, иногда предварительно сговорившись с сотрудниками банков, которые информировали их о количестве перевозимых денег, охранников, защите автомобиля и т. п.

В 2010–2015 гг. увеличилось число преступлений, связанных с незаконным извлечением денег из банкоматов. К ним подключали скимминговые устройства, которые считывали данные с карт пользователей, в том числе ПИН-коды. Эти данные использовали для изготовления дубликатов банковских карт законных владельцев и получали доступ к электронным счетам. После этого оставалось снять деньги в банкомате.

Когда держатель карты об этом узнавал, он звонил в банк с требованием о блокировке карты и инициировании возбуждения уголовного дела. Тогда от действий преступников банковский сектор понес колоссальные убытки, исчисляемые миллиардами долларов по всему миру.

Такой способ завладения деньгами был совершеннее предыдущего: стало проще избежать ответственности. Однако скимминговые устройства устанавливались на банкоматы и демонтировались вручную, а это требовало времени. Преступников стали задерживать на месте преступления, когда данные держателей карт уже были записаны. Это позволяло применять более суровые наказания (ч. 3 ст. 183, ч. 4 ст. 158 УК РФ). Вскоре из общего числа преступлений по таким делам раскрытых оказалось больше половины. После этого с банкоматов пропали скимминговые устройства. Потенциальные преступники отказались от реализации своих умыслов таким способом.

Сейчас злоумышленники ставят перед собой иные задачи – получить доступ к персональным данным клиентов банков и с помощью этой информации добраться до денег.

Как телефонные мошенники обманывают клиентов банков?

1. Рассмотрим один из распространенных случаев. Человек размещает объявление о продаже товара на одном из популярных сайтов. После этого ему звонит мошенник и говорит, что готов приобрести эту вещь. Он сообщает, что находится в другом городе и может перевести деньги на карту, а за покупкой отправит курьера из транспортной компании. Человек пересылает мошеннику номер своей банковской карты и паспортные данные, так как они нужны транспортной компании.

Через некоторое время поступает звонок с номера 8 (800) 555-55-50 (официальный номер Сбербанка), которому все привыкли доверять. Тут надо пояснить, что преступники часто используют программу, предназначенную для изменения номера телефона. В итоге у абонента определяется номер, идентичный банковскому.

Мошенник представляется сотрудником службы безопасности Сбербанка и сообщает: «На ваш счет поступил перевод в размере... (называет сумму). Так как сумма большая, требуется подтверждение. Вам на телефон было отправлено СМС-сообщение с кодом. Если вы мне его назовете, сумма будет зачислена на ваш счет». Человек верит и предоставляет мошеннику информацию, после чего все деньги с карты исчезают.

2. Часто преступление начинается с покупки в магазине. Это работает так. Иван покупает костюм. Продавец помогает ему с выбором и в ходе беседы и после покупки делает выводы о финансовом положении клиента – первоначальный анализ личности готов.

Далее покупатель при оплате использует банковскую карту. На чеке пропечатываются его имя, фамилия и последние четыре цифры карты. Злоумышленнику остается узнать номер телефона потенциальной жертвы. Для этого в магазине Ивану предлагают заполнить анкету для получения карты, которая дает скидку на товар.

Злоумышленник может пойти по иному пути – найти номер Ивана или его друга в социальной сети. В последнем случае он представляется старым товарищем Ивана, говорит о намерении сделать ему сюрприз и просит дать его номер. Также персональную информацию злоумышленники могут купить у инсайдеров.

После этого преступник звонит потенциальной жертве, используя программу, которая меняет номера телефона. Мошенник представляется сотрудником банка, под предлогом усиления защиты просит сообщить нужные ему сведения и предупреждает о том, что в случае отказа счет будет заморожен. На этом этапе впечатление на жертву помогают произвести данные, которые удалось раздобыть во время подготовки к преступлению.

В ходе диалога преступник говорит о том, что необходимо произвести процедуру идентификации личности. Для этого требуется назвать полный номер карты и последние три цифры на ее обратной стороне – «ctv». Далее он предпримет попытку перевести деньги со счета клиента на другой счет, но для подтверждения перевода ему понадобится код, который банк вышлет на номер клиента.

На последнем этапе злоумышленник постарается усыпить бдительность жертвы и узнать пришедший код. Затем он подтвердит перевод, и деньги окажутся на его счету. После этого он прощается с жертвой. Вычислить его настоящий номер не удастся, а потому найти его будет невозможно.

Как еще преступники получают доступ к деньгам граждан?

Мошенники часто используют беспроводные терминалы и бесконтактную технологию PayPass. С помощью такой технологии с карточки без PIN-кода можно снять до 1 тыс. руб. Для этого достаточно приложить устройство к карману одежды или сумке. Считыватели бесконтактных карт работают на расстоянии до 20 см.

Уязвимость карт можно снизить с помощью «шапочки из фольги», точнее кошелька. Если положить карту в фольгированный пакет, специальный радиоэкранированный кошелек или металлическую коробочку, транзакцию провести будет нельзя.

Как защититься от телефонных мошенников?

Следует иметь в виду, что банк вправе запрашивать сведения, необходимые для заключения договора с клиентом: ФИО, адрес, паспортные данные, номера телефонов, в том числе родственников и знакомых. Однако во время телефонного разговора с неизвестным, даже если он представился банковским работником, нельзя сообщать об остатке денежных средств на счету. Ни в коем случае не называйте код, пришедший на телефон для подтверждения платежа, и последние цифры на обратной стороне карты.

Если хищение все-таки произошло, необходимо незамедлительно связаться с банком и потребовать приостановить перевод. Банк не даст провести не санкционированную плательщиком операцию и заблокирует средства платежа. Но это возможно, только пока злоумышленник не снял средства в банкомате.

После звонка в банк сообщите о преступлении в правоохранительные органы.

В каких случаях и как можно вернуть деньги?

Возврат средств возможен при соблюдении следующих условий:

  1. Клиент не нарушал правила безопасности при использовании банковской карты. То есть не сообщал посторонним лицам номер и код карты, не хранил вместе с ней ПИН-код.
  2. Клиент сообщил банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил его о подозрительной операции.
  3. Не позднее следующего дня с момента получения информации о хищении денежных средств клиент написал заявление в полицию.

Читайте также: