Для маркетплейсов готовят закон

19 июня прошла дискуссия на тему «Правовой статус российских маркетплейсов: мифы и реальность» на базе клуба цифровых юристов Digital Principle. Эксперты обсудили нарушение прав покупателей и ответственность маркетплейсов

Для маркетплейсов готовят закон

Штрафы есть, да толку мало

Участники дискуссии поговорили о платных отказах, когда человек товар заказал, но выкупать не стал, а маркетплейс удержал деньги за возврат (примечание редакции: в 2023 году Роспотребнадзор дал разъяснения о платном возврате товаров на Wildberries).

Маркетплейс не вправе взимать плату за отказ от товара с недостатками. А вот если вещь качественная, маркетплейс может удержать сумму, потраченную на доставку от покупателя возвращенного товара (ст. 18, 26.1 Закона о защите прав потребителей).

Эксперты напомнили, что недопустимо включать в договор положения, ущемляющие права потребителя (ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Безусловный платный отказ – как раз такое положение.

Штраф для компаний за нарушение данного запрета составляет от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 2 ст. 14.8 Кодекса ФР об административных правонарушениях). Эта санкция ничтожно мала по сравнению с выгодой от таких условий. Потому проще заплатить штраф и продолжить применять незаконную схему.

Покупатели лицензий – без должной защиты

Закон о защите прав потребителей не отвечает современным реалиям. В частности, в нем используется классическая триада: товары, работы, услуги. Лицензии там нет, и это проблема.

Например, цифровой контент – объект авторского права. Его можно продавать через лицензию. Но Закон о защите прав потребителей не распространяется на покупку лицензий. Если возникнет спор, суд укажет, что надо обращаться к положениям Гражданского кодекса РФ.

Будут ли маркетплейсы отвечать за все беды?

Депутат Госдумы Ирина Филатова рассказала о многочисленных жалобах потребителей, логистов, владельцев и сотрудников пунктов выдачи заказов. Права людей нарушаются, но они не знают, как себя защитить.

Например, на маркетплейсах продаются контрафактные товары, а также лекарства и медицинские изделия, запрещенные к обороту в России. На недобросовестных продавцов жалуются. Те «удаляются» с маркетплейса, но через пару дней появляются новые торговцы, которые так же нарушают законы и подвергают здоровье людей опасности.

Ирина Филатова отметила, что не только продавцы, но и маркетплейсы должны отвечать за то, что происходит у них на площадках. Этот вопрос обязательно обсудят при подготовке закона о регулировании деятельности маркетплейсов.

***

Запись дискуссии клуба цифровых юристов Digital Principle.

Мы стараемся быть интересными и полезными. Приглашаем вас в наш телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!

Фото: Фотобанк Freepik