Информация для авиапассажиров

Как добраться до России после закрытия воздушного пространства и получится ли вернуть деньги за авиабилет, если улететь из страны так и не удалось?

Информация для авиапассажиров

Как вернуться домой?

Еще 28 февраля 2022 г. на сайте Росавиации появились список государств, закрывших «небо» для Российской Федерации, и информация об ответном введении ограничений на выполнение полетов для авиаперевозчиков этих государств. Сейчас в списке 37 стран: Австрия, Албания, Ангилья (заморская территория Британии), Бельгия, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Дания + Гренландия + Фарерские острова + Территориальное море, Джерси, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция, Швейцария и Эстония.

2 марта Ростуризм и Росавиация сообщили о возвращении домой российских туристов, рейсы которых были отменены из-за закрытия воздушного пространства странами Евросоюза, Канадой и США.

Запланированы два рейса туроператора «TUI Россия» – из Софии (4 марта) и с острова Мадейра (7 марта). Туроператор должен уведомить туристов о деталях полетов. Идет согласование гуманитарных рейсов с Болгарией, Венгрией, Францией, Кипром, Швейцарией, Германией и Нидерландами.

Из Латинской Америки организованных туристов возвращают туроператоры ANEX Tour, Coral Travel и «Пегас Туристик». Туристам необходимо поддерживать связь с представителями своих туроператоров. А для самостоятельных туристов «Аэрофлот» анонсировал гуманитарные рейсы. Например, на 5 марта запланирован рейс из Канкуна (Мексика). Ожидается подтверждение рейсов из других стран Латинской Америки. Для переоформления обратных билетов на специальные рейсы необходимо обращаться к своему первоначальному перевозчику.

Гражданам, у которых нет возможности ждать, рекомендовано рассмотреть существующие варианты самостоятельного возврата в Россию через третьи страны. Для удобства туристов была подготовлена памятка, которая поможет подобрать оптимальный маршрут. К примеру, на самолете в Россию можно вернуться прямыми или транзитными рейсами через Сербию, Турцию, Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Египет, Катар, ОАЭ и др.

В Европе доступны маршруты с использованием железнодорожного и автобусного транспорта. Въехать в Россию можно через Калининградскую область, Белоруссию, Прибалтику и Финляндию.

Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга сообщил, что граждане РФ могут вернуться с территории Евросоюза на автобусе через Санкт-Петербург. Выезд возможен с автовокзалов Вильнюса, Риги, Таллина, Хельсинки и с автобусной остановки в аэропорту Хельсинки. Перевозку пассажиров осуществляют компании Ecolines и Lux Express. Автобусами этих компаний можно добраться в Петербург также из Варшавы с пересадкой в Вильнюсе, Риге или Таллине. Со 2 марта возможен выезд в Санкт-Петербург из Лаппенранты автобусами Ecolines.

Расписание обновляется регулярно. Оплата онлайн возможна как в рублях, так и в иностранной валюте. Приобрести билеты можно также в кассах автовокзалов. Информация о приобретении билетов, количестве рейсов и актуальное расписание размещены на сайтах Ecolines и Lux Express.

Кроме того, из Хельсинки в Санкт-Петербург можно добраться на поездах «Аллегро». Подробная информация размещена на сайте РЖД.

Ранее Ростуризм и Росавиация рекомендовали российским туристам поддерживать связь с туроператором или перевозчиком и зарегистрироваться в мобильном приложении «Зарубежный помощник» МИД России.

Сообщить о возникшей проблеме можно:

  • по телефону горячей круглосуточной линии МИД России: 8 (495) 695-45-45;
  • на почту МИД России: dskc@mid.ru (необходимо указать Ф.И.О., местонахождение, контактные данные и задать вопрос);
  • по телефону горячей линии Ростуризма (с 8:00 до 20:00 по московскому времени): 8 (800) 200-34-11.

Что делать, если авиабилеты купили, но улететь не получилось?

По словам юриста, члена Ассоциации юристов России Марии Спиридоновой, данная ситуация регулируется Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82.

Юрист рассказала, что сейчас многие рейсы отменяют, как и в условиях пандемии. Можно попытаться перебронировать авиабилет на новую дату и маршрут или выбрать билет с открытой датой, если это предусмотрено. Причем важно внимательно отнестись к правилам авиакомпании, которые касаются обмена и возврата билетов.

Вынужденный отказ пассажира от перевозки дает право на возврат уплаченных за билет денег. Причинами такого отказа могут быть:

  • отмена рейса;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки;
  • выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и в дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира из-за задержки его в аэропорту в связи с продолжительным проведением его досмотра, если при этом не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
  • болезнь пассажира.

В иных случаях отказ от перевозки признается добровольным. В такой ситуации изменение пассажиром условий договора осуществляется по согласованию с перевозчиком в соответствии с условиями примененного тарифа.

Оноприенко Оксана