×

Географическое указание – зачем нужно и что защищает?

27 июля вступил в силу закон о новом объекте интеллектуальных прав – географическом указании, которое должно помочь российским производителям региональных брендов получить широкие возможности защиты своей продукции
Фотобанк Freepik
Чем географическое указание отличается от другого объекта защиты региональных брендов – НМПТ? Рассказывает руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности и заслуженный юрист России Григорий Ивлиев.


В Европе защищается более 3000 региональных брендов (наименование места происхождения товара и географическое указание), в то время как в России до сих пор зарегистрировано чуть больше 200 НМПТ. Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Григорий Ивлиев объясняет, что эта разница связана со временем и традициями: в России над этой темой работают всего 28 лет, в Европе – сотни. Однако и динамика регистрации НМПТ тоже до недавнего времени оставляла желать лучшего: в 2015 г. – 16 наименований, в 2016 г. – 8, в 2017 г. – 6. Оказалось, что проблема такой низкой статистики по охраняемым региональным брендам кроется вовсе не в молодости нормы.

«Объекта наименования места происхождения товара недостаточно для того, чтобы охватить все разнообразие, которое есть в нашей стране. Уже традиционно мы защищали минеральные воды, народно-художественные промыслы, продукты питания, сельскохозяйственную и алкогольную продукции, но у нас возникла необходимость защищать большее количество объектов. Благодаря внесенным в закон изменениям у нас больше нет ограничений по объектам, которые мы могли бы защищать», – рассказывает Григорий Ивлиев.

Заметно, что уже на момент разработки Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ о географических указаниях рост заявок на НМПТ вырос: если в 2017 г. было зарегистрировано лишь 6 объектов, в 2019 г. – 44. Среди новых российских НМПТ стали значиться вятская корзина, столбушинский сбитень, дымковская игрушка, конаковский фаянс и многие другие бренды.

«Очень важно понимать, что если есть уже зарегистрированные НМПТ, то это не значит, что пользователями становятся те производители, которые зарегистрировались первыми. Если эта продукция производится другими предприятиями с теми же качествами и теми же особыми свойствами, то они тоже могут получить право на пользование НМПТ – или, с 27 июля, право пользования географическим указанием», – поясняет руководитель Роспатента.

Географическое указание как объект интеллектуальных прав более свободно в своих условиях и предоставляет широкие возможности производителям, которые раньше из-за жестких требований не могли зарегистрировать наименование места происхождения товара.

Одно из первых отличий НМПТ и ГУ – обозначение. Под НМПТ может быть зарегистрировано только то словесное обозначение, которое представляет собой наименование географического объекта. В ГУ требование мягче – это может быть любое обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта.

«Был интересный случай, когда мы разбирали ряд споров по такому объекту интеллектуальной собственности, как “Нарзан”. Некоторые оспаривали это решение и указывали нам на то, что “Нарзан” не является географическим объектом. Мы долго разбирали эту ситуацию, пока наконец-то не дали должную оценку. Оказалось, что Нарзан – это исторический ключ, откуда начинался небольшой ручеек», – приводит пример Григорий Ивлиев.

Также НМПТ может быть только товар с особыми исключительными свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людскими факторами. Например, гжельская глина неповторима по своей структуре, так же как и почти неповторимы навыки людей, которые ее расписывают и обжигают. То же самое можно сказать и о глубинной байкальской воде – воду с такими качествами возможно добыть только в этом месте. В географических указаниях качественные и репутационные характеристики должны в значительной степени определяться своей географией, но не в исключительной.

Еще один важный момент отличия – степень известности. «Для НМПТ принципиально, что это обозначение стало известно в результате использования товара. Прежде чем мы даем НМПТ, мы получаем заключение, что качества товара широко известны, что он прошел российские и международные выставки и его распространение на территории страны огромно. Для географического обозначения нам достаточно только идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта. Если связь с товаром в любой форме существует, нам уже этого достаточно», – поясняет глава Роспатента.

Кроме того, в случае НМПТ на территории географического объекта должны осуществляться все стадии производства, которые формируют его особые свойства. Для ГУ достаточно, чтобы на территории географического объекта осуществлялась хотя бы одна из стадий производства. Это условие повлияло на регистрацию алтайских медпрепаратов, которые основаны на алтайских минералах, однако перерабатываются не только в регионе, но и в медицинских центрах крупных городов, например Санкт-Петербурге. Препараты вполне можно называть алтайскими, но заявку на НМПТ в Роспатенте принять не могли, так как не все стадии производства проходили на территории Алтайского края. Сейчас же медпрепараты получат защиту как географическое указание.

Последнее важное отличие – комплект документов, необходимых для принятия заявки. Что требуется подготовить производителям, чтобы их товар начал защищаться как объект НМПТ или ГУ? Кто будет контролировать качество товаров, защищенных географическим указанием? Какая ответственность предусмотрена за незаконное использование прав объекта ГУ? Ответ на эти и другие вопросы ищите в видеозаписи вебинара Григория Ивлиева.

Смотрите видеозапись вебинара LF Академии на сайте.

Рассказать: