×

Модернизация тепловой энергетики и реформа рынка тепла – гарантии эффективного инвестирования в отрасль

Проблемы рынка тепловой энергетики в России обсудили эксперты на VIII ПМЮФ
Фото: Медведь Анатолий/Фотохост-агентство ТАСС
По словам управляющего партнера Vegas Lex Александра Ситникова, российский рынок уникален – регионы нуждаются в разном подходе к теплоснабжению. При этом ситуацию осложняет инвестиционный климат в отрасли: доходы ограниченны, сроки окупаемости большие, требования высоки, часть инфраструктуры устарела, а ответственность огромна.

В сессии приняли участие заместитель директора по корпоративным и имущественным вопросам «Газпром Энергохолдинг» Лариса Титова, заместитель Председателя ФАС Виталий Королев, заместитель Министра энергетики Российской Федерации Анастасия Бондаренко, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮУ им.  О.Е. Кутафина Рустем Мифтахудинов, директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Дмитрий Вологжанин, президент НОУ ДПО «Школа «ПравоТЭК» Виктор Нестеренко. Дискуссию модерировал управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников.

Открывая сессию, Александр Ситников отметил, что российский рынок уникален: диапазон температур на территории России очень большой, регионы нуждаются в разном подходе к теплоснабжению. При этом даже в странах со схожей проблемой нет универсального решения. Ситуацию осложняет инвестиционный климат в отрасли: доходы ограниченны, сроки окупаемости большие, требования высоки, часть инфраструктуры устарела, а ответственность огромна.

«Нужно создать условия для модернизации тепловой энергетики. Должна возникнуть позитивная долгосрочная экосистема, в которой будут не только наборы госгарантий, но понятные долгосрочные методы регулирования для потребителей и поставщиков тепловой энергии. Отдельное условие – стабильное состояние экономики. Словом, проблем у нас много. Есть различные подходы от различных министерств и ведомств к тому, какую проблему надо решать первой», – отметил управляющий партнер Vegas Lex.

По словам зампредседателя Минэнерго Анастасии Бондаренко, в северных регионах есть профицит выработки электричества, но это никак не влияет на большую стоимость тепла в квитанциях жителей. Министерство приняло за основу модернизации несколько параметров. Так, рост энергопотребления на 0,5 процента в год на фоне снижения инфляции до 2 процентов, а также ограничение роста цен на электроэнергию. Потенциальный ресурс для воплощения электроэнергетических проектов составит 3,5 триллиона рублей в период с 2021 до 2035 года. Финансирование необходимо на модернизацию тепловых станций (1,35 триллиона рублей), дополнительную оплату мощности существующей генерации (800 миллиардов рублей), замену энергоблоков АЭС (около 1 миллиарда рублей). Еще один пункт затрат – альтернативные источники энергии. Воплощение проектов на их основе стоит около 400 миллиардов рублей.

«Поставка мощности должна быть гарантирована инвестором на срок 15–20 лет. За неисполнение обязательств он будет нести жесткую ответственность. Есть требования по локализации основного и вспомогательного оборудования. Главный вывод: модернизация генерации тепла в таких условиях должна быть межотраслевой задачей. Нам надо работать вместе с ведомствами и консультироваться с компаниями, чтобы привлечь деньги в не самую привлекательную отрасль», – подчеркнула Бондаренко.

Замглавы ФАС Виталий Королев подчеркнул, что проблема отрасли заключается в необходимости «длинных денег» и невысокой доходности, от которой Минэкономразвития каждый год хочет отрезать пару-тройку процентов. Именно поэтому привлечь новых инвесторов туда крайне сложно.

Эксперт прокомментировал и модель тарифообразования по методу «альтернативной котельной» (установления предельной стоимости единицы тепла исходя из затрат на создание и эксплуатацию альтернативного теплового источника). Там, где эта модель будет внедряться, местные власти и энергопотребители должны быть готовы жить долгие годы в рамках предельной цены на энергию. Именно поэтому этот вопрос нужно обсуждать с ними на разных уровнях, уверен замглавы ФАС.

«Если методика «альткотельной» будет в согласии и с местными, и с федеральными властями, то механизмы антимонопольного контроля будут не нужны. При этом оценить  механизм получится не раньше, чем в пятилетнем горизонте», – подчеркнул Королев.

Рассказать: