×

Надзорная реформа: от регуляторного хаоса к умному контролю

Во второй день IX ПМЮФ состоялось обсуждение, посвященное ходу подготовки реформы контрольно-надзорной деятельности
Фото: Шамуков Руслан/Фотохост-агентство ТАСС
Участники соответствующей дискуссии обсудили необходимость масштабной инициативы российского правительства по реформированию контрольно-надзорной деятельности.

Модераторами дискуссии выступили заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Юрий Любимов и писатель Александр Цыпкин. Спикером стал заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства РФ Константин Чуйченко.

Открывая дискуссию, Александр Цыпкин назвал многие надзорные требования в российском законодательстве непонятными. «Есть такие требования, которые абсурдны, и ты никогда не понимаешь, имеют ли они под собой основу. Например, в дошкольных образовательных организациях, в помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, применяется отделочный материал и краски неярких холодных тонов, на северную сторону – теплые тона. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения. Я представил себе бригаду с компасом, эти требования могут остановить любую стройку, любой процесс», – пояснил писатель.

Константин Чуйченко рассказал о ходе подготовки нового закона. Он пояснил, что Правительство РФ собирается принять документ, по которому будут готовиться новые принципы надзора. «Все решения приняты, в ближайшее время российским правительством будет принята глобальная дорожная карта, которая будет состоять всего из нескольких пунктов, понятных, внятных, по которым мы будем отчитываться в соответствии с указанными сроками», – рассказал заместитель Председателя Правительства РФ.

Он также раскрыл подробности системы организации грядущего закона, который будет носить рамочный характер и к которому будут прилагаться иные законы. Кроме того, Константин Чуйченко назвал важные принципы предстоящей работы. По его словам, за ближайшие два года предстоит «переписать всю надзорную систему».

По мнению Юрия Любимова, необходимо также учитывать требования и нужды всех сфер, к которым будет применяться надзор. «Для меня ситуация по санитарной безопасности кажется относительно простой задачей, там система понятная и очень рельефная. А если мы обратимся к теме промышленного надзора или экологического надзора. <…> Там совсем не такая ситуация, и решения должны быть более тонкими, сложными», – сказал заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ.

Юрий Любимов отметил, что в разговорах на эту тему часто заходит речь об интересах бизнеса, однако стоит думать и о некоммерческом секторе. «Меня совершенно поразило, с чем приходится сталкиваться людям, которые делают большое чистое дело», – пояснил он, вспоминая свой разговор с одним из руководителей фонда «Вера». Его слова подтвердила и директор фонда «Вера» Юлия Матвеева, также присутствовавшая на дискуссии. Она рассказала о том, как дела обстоят в Центре паллиативной медицины фонда: за последние месяцы учреждение прошло 20 проверок, из-за которых каждый раз блокируется его работа.

Созвучным оказался и комментарий начальника юридического отдела Государственного Эрмитажа Марины Цыгулевой. Она добавила, что в музее практически невозможно обеспечить соблюдение всех требований безопасности, к примеру наличие четырех выходов. Кроме того, глава юротдела Эрмитажа рассказала анекдотическую историю о том, как представители одного из надзорных ведомств требовали показать швабру красного сигнального цвета, так как ее наличие предписано законодательством. В Эрмитаже такую швабру все же нашли.

В завершение дискуссии Константин Чуйченко отметил, что обсуждение показало: люди с различными интересами и задачами одинаково понимают, что надзорные требования должны перейти в новое измерение. «И название этому измерению – здравый смысл», – заключил Чуйченко.

Петербургский международный юридический форум проходит с 14 по 18 мая в Восточном крыле Главного штаба Государственного Эрмитажа. Он проводится при поддержке Президента РФ и Министерства юстиции РФ.

Рассказать: