Принятым 19 июля законом устанавливается административная ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их должностных лиц за нарушение требований законодательства, регулирующего их деятельность.
Так, на СРО арбитражных управляющих возлагаются дополнительные обязанности по разработке и установлению порядка проведения процедуры и критериев выбора кандидатуры арбитражного управляющего, порядка и критериев определения добросовестности, компетентности и независимости арбитражного управляющего, а также по размещению данной информации в открытом доступе на своем сайте в интернете.
Также закон уточняет определение контролирующего должника лица, исключающее привлечение к субсидиарной ответственности не определявших деятельность должника лиц, а также основания возникновения субсидиарной ответственности. Определены круг лиц, имеющих право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности; права привлекаемого к такой ответственности лица с установлением прав регрессного требования к должнику; порядок рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве и вне рамок дела. Вводятся нормы, материально стимулирующие арбитражных управляющих добиваться результативного привлечения к субсидиарной ответственности в виде реального возмещения ущерба кредиторам. Поправками также вводится норма о принятии обеспечительных мер в отношении субсидиарного ответчика только в состязательном процессе с вызовом сторон.
Рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях будет Росреестр.
Комментируя законопроект на этапе его второго чтения, эксперты «АГ» отмечали его актуальность в части ужесточения контроля над саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. Принятые нормы, по их мнению, помогут снизить процент правонарушений в сфере банкротства, а также сделают более прозрачной деятельность арбитражных управляющих.
Партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский
обратил внимание на нормы, материально стимулирующие арбитражных управляющих добиваться результативного привлечения к субсидиарной ответственности в виде реального возмещения ущерба кредитора. «Хотелось бы, чтобы это не стало инструментом давления на них, так как при неправильном применении института такое вполне возможно», – отмечал он.
Управляющий партнер юридической фирмы «LLC-Право» Дмитрий Лизунов указывал на то, что поправки направлены на ужесточение контроля над саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.
Среди минусов он назвал то, что этот закон может привести к прекращению деятельности некоторых СРО, а значит, для управляющих членство в них станет дороже, сами организации потеряют свои индивидуальные особенности, а также сократятся способы защиты прав своих арбитражных управляющих.
К плюсам эксперт отнес наведение порядка в этой сфере через повышение прозрачности внутренних процедур согласования и контроля в СРО арбитражных управляющих. «В рамках международного рейтинга Doing Business государство поставило задачу повышения ответственности руководителей и собственников бизнеса. Через контроль СРО работа по взысканию субсидиарной ответственности усилится», – уточнял Дмитрий Лизунов.