Минюст опубликовал для обсуждения проект указа Президента России, которым предлагается наделить ФСИН полномочиями по осуществлению надзора за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в порядке, установленном ФСИН.
В пояснительной записке указывается, что отдельные вопросы осуществления надзора регламентированы УИК РФ и Законом о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Между тем действующим законодательством не урегулирован вопрос, связанный с определением порядка осуществления надзора за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.
В комментарии «АГ» партнер АБ «ЗКС» Алексей Новиков посчитал, что поправки являются лишь исправлением технических недостатков в действующем законодательстве, поскольку фактически функцией надзора за осужденными и следственно-арестованными ФСИН наделена еще при создании.
Он указал, что согласно ст. 1 УИК РФ основными задачами уголовно-исполнительной системы являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Алексей Новиков отметил, что порядок осуществления надзора, согласно проекту указа, не определен и будет выработан самой ФСИН России. Сотрудники ФСИН согласно своим обязанностям осуществляют надзор за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях и СИЗО, также надзор осуществляется прокуратурой России, общественными комиссиями, депутатским корпусом. «Полагаю, что после подписания указа внутренним регламентом ФСИН России будут определены специальные управления (отделы) и штат сотрудников, которым будет поручено выполнение тех или иных действий, наделение их конкретными полномочиями по надзору за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях и СИЗО», – резюмировал он.
Адвокат, член Совета АП Санкт-Петербурга Александр Чангли отметил, что пенитенциарная система требует немедленного и полного реформирования. Проект указа же, по его мнению, направлен на придание ФСИН дополнительных полномочий, при этом порядок, в котором осуществляется надзор, должна установить сама ФСИН.
«Представляется, что ничего хорошего в рамках существующей системы быть не может в принципе, а очередной проект, направленный на “усиление ГУЛАГа”, может быть выгоден только тоталитарному государству», – посчитал адвокат.