×

Гражданам предлагается быть внимательнее при направлении обращений в госорганы

В Госдуму внесен законопроект, согласно которому при получении обращения по вопросу, не относящемуся к компетенции чиновника или госоргана, его будут перенаправлять надлежащему адресату
По мнению одного из адвокатов, целесообразно исключить из списка должностных лиц, не обязанных перенаправлять обращения граждан, депутатов всех уровней, глав субъектов Федерации и президента РФ, поскольку они выполняют предусмотренные законом контрольные функции, что может существенно повлиять на результаты и сроки рассмотрения обращений. Второй заметил, что нет смысла тратить время на уведомление гражданина о том, что он не «угадал» получателя, когда можно просто перенаправить обращение в компетентный орган.

В Госдуму внесен законопроект № 1030137-7, которым предлагается установить для граждан, направляющих обращения в форме электронного документа, обязанность указывать либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество должностного лица, либо должность лица, к которым они обращаются.

Согласно пояснительной записке изменения в Закон о порядке рассмотрения обращений граждан направлены на борьбу с получением государственными органами и органами местного самоуправления обращений от граждан и организаций в виде массовой рассылки без указания конкретного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, которым обращения направлены. Предлагается также закрепить, что в случае, если в обращении не указаны лицо или орган, которым направлено обращение, ответ на него не дается.

В случае принятия проекта закона получившие обращения лица или орган не будут перенаправлять их, даже если в них содержится такая просьба. При этом обратившийся гражданин уведомляется о том, что обращение должно направляться непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В комментарии «АГ» председатель КА «Династия» Борис Асриян отметил, что проект закона вызывает двоякие чувства. «С одной стороны, учитывая тенденцию государственной политики в части обязывания граждан проявлять самостоятельность в плане отслеживания налоговой задолженности, наличия исполнительных производств, штрафов и прочих фискальных процедур, подобный подход не выглядит “драконовской мерой”. Действительно уровень сегодняшнего проникновения информационных технологий в жизнь граждан позволяет безошибочно определять надлежащего адресата своих обращений, а также сводит на нет смысл использования чиновников в роли курьеров, – указал адвокат. – Вместе с тем представляется целесообразным также исключить из списка должностных лиц, не обязанных перенаправлять обращения граждан депутатов всех уровней, глав субъектов Федерации и президента РФ, поскольку они выполняют предусмотренные законом контрольные функции, что может существенно повлиять на результаты и сроки рассмотрения обращений. Граждане имеют право обращаться к названным лицам за защитой своих прав, так как указанные должности являются выборными и выступают гарантами законности на своем уровне».

С другой стороны, отметил Борис Асриян, формулировки, предложенные инициаторами поправок, требуют доработки. Так, не совсем ясно, что будет с обращениями, которые хотя и направлены компетентному адресату, но по недоразумению содержат также просьбу о перенаправлении другому некомпетентному должностному лицу. По его мнению, подобная ситуация может повлечь злоупотребление со стороны должностных лиц, которые при буквальном толковании нормы закона будут уклоняться от рассмотрения обращения по существу в пределах своих полномочий. «Граждане же будут получать уведомление, что им необходимо обратиться в этот же орган, так как решение поставленных в обращении вопросов входит в его компетенцию. Такой ответ будет сродни фразе: “Выйдите и войдите еще раз”», – резюмировал он.

Адвокат АП Калининградской области Екатерина Казакова полагает, что законопроект ограничивает право граждан на обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу. «Безусловно, как в анекдоте, существует “юридически подкованный пенсионер, который замучает любую организацию письменно или по телефону за символическое вознаграждение”. Такие “пенсионеры” злоупотребляют своими правами и усложняют работу органов, в которые они обратились», – отметил он.

В то же время, указала эксперт, неясно, что делать добросовестному гражданину, у которого есть причина и основание для обращения, но он доподлинно не знает, в компетенции какого органа находится рассмотрение волнующего его вопроса. «По мнению авторов законопроекта, видимо, такой гражданин должен сесть за основательное изучение структуры государственных органов или органов местного самоуправления, компетенции структурных подразделений и должностных лиц и т.д., точно определиться с компетенцией адресата и только после этого принять решение о направлении обращения», – предположила Екатерина Казакова. Она отметила, что гражданин может ошибиться в том числе и потому, что один и тот же вопрос, но с разной точки зрения входит в компетенцию разных органов. При этом удвоение полномочий является проблемой, которую соответствующие государственные органы разного уровня постоянно вынуждены разрешать.

Адвокат заметила, что нет смысла тратить время на уведомление гражданина о том, что он не «угадал» получателя, когда можно просто перенаправить обращение в компетентный орган. «Более того, если обращение подается в интернет-приемную конкретного органа, то зачем указывать отдельно, кому оно адресовано? Удивительно, почему не предлагаются изменения в ч. 3 ст. 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, которой предусмотрено, что обращение перенаправляется в компетентный орган тем органом, в который оно поступило. Ради интереса я посмотрела, как работает интернет-приемная на сайте правительства Калининградской области. Все логично: обращение обрабатывается отделом по работе с обращениями граждан и направляется по подведомственности. Если законопроект будет принят, то это приведет исключительно к “отфутболиванию” граждан и затягиванию решений волнующих их вопросов. Подобная инициатива не должна быть поддержана», – резюмировала Екатерина Казакова.

Рассказать:
Яндекс.Метрика