22 января Совет Федерации утвердил предложенного президентом кандидата на должность Генерального прокурора РФ. Как сообщалось ранее, 20 января Владимир Путин предложил сенаторам назначить на эту должность заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова.
Игорь Краснов работал в органах прокуратуры с 1997 г., на должности следователя – с 2006 г. Являлся старшим следователем по особо важным делам при первом заместителе Генпрокурора РФ – председателе Следственного комитета при прокуратуре РФ Александре Бастрыкине. В качестве следователя вел уголовные дела о покушении на главу РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса, об убийствах политика Бориса Немцова, адвоката Станислава Маркелова, дело «Боевой организации русских националистов», о хищениях при строительстве космодрома Восточный и другие.
В ходе выступления перед членами Совета Федерации Игорь Краснов отметил, что задачи, которые стоят в настоящий момент перед органами прокуратуры, фактически не изменились с момента ее основания. При этом он заметил, что с учетом ожидаемых масштабных преобразований в значимых для жизни граждан направлениях роль прокуратуры особенно возрастает: «В центре внимания помимо обеспечения верховенства права и закона, единства и укрепления законности по-прежнему остается защита прав и свобод гражданина».
Игорь Краснов сообщил, что прокуратуре предстоит обеспечить соблюдение НПА, ориентированных на оздоровление социальной сферы в целях эффективного выполнения анонсированных президентом программ и проектов, направленных на поддержание материнства и семьи. «Предполагаемые высокие расходы бюджета в этой сфере сопряжены со значительными рисками хищений средств. Поэтому в контексте озвученной роли прокуратуры необходимо разработать превентивные меры, обеспечивающие прозрачность правоприменения на каждом его этапе», – подчеркнул он.
Генеральный прокурор также заметил, что будет правильным, чтобы по тем направлениям, которые государство обозначило в числе приоритетных для развития страны, у прокуратуры был собственный план на случай отступления правоприменителями от предписаний закона. «В данной работе важно обеспечить должную оперативность и действенность прокурорского надзора, избежать излишней бюрократизации, нацелив прокуроров на реальное обеспечение прав граждан, а не на заполнение статистики. Те же принципы работы должны быть распространены на все остальные направления надзора», – указал Игорь Краснов, добавив, что в связи с этим необходимо уделить внимание модернизации деятельности прокуратуры, в том числе с использованием информационных технологий.
«Наряду с обеспечением верховенства права и закона в условиях объективности и независимости лиц, его применяющих, названные принципы являются ключевыми для зарождения новых взаимоотношений общества и государства. Это видно на примере выстраивания особого диалога с предпринимательским сообществом, по результатам которого внедряются новые формы правового регулирования соответствующей деятельности со снижением репрессивных форм воздействия. В связи с этим значимость приобретают вопросы надзора за соблюдением законности в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности», – отметил генпрокурор.
Он добавил, что коррупция разлагает как деловую среду, так и государство в целом и делает тщетными попытки к его развитию. По мнению Игоря Краснова, коррупция существует постольку, поскольку существует возможность чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия тех либо иных решений: «В связи с этим стоит задача – максимально ослабить указанное зло за счет оздоровления правовой среды и жесткого реагирования на любые коррупционные проявления, в отношении которых требуется создать атмосферу нетерпимости».
Игорь Краснов также обратил внимание на то, что в связи с новыми задачами, поставленными государством, требуется пересмотреть ключевые точки приложения усилий надзорной деятельности, скоординировав соответствующим образом остальные правоохранительные органы.
В завершение выступления Игорь Краснов подчеркнул, что осознает свою личную ответственность «за общее дело в обеспечении порядка на территории Российской Федерации».
Накануне, 21 января, состоялось совместное заседание комитетов Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству и по обороне и безопасности, в ходе которого будущий генеральный прокурор ответил на вопросы представителей гражданского общества. Как сообщает пресс-служба ФПА, их, в частности, интересовало, насколько эффективной оказалась процессуальная реформа, связанная с разграничением надзорных полномочий, которые остались у прокуратуры, и следственных полномочий, которые перешли к Следственному комитету. Также неоднократно звучал вопрос о необходимости ужесточения надзора прокуратуры над следствием.
Игорь Краснов положительно оценил процессуальную реформу и отметил, что в настоящее время надзорные полномочия прокуратуры в отношении предварительного следствия являются широкими и вполне достаточными.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко развил ранее поднятую тему усиления надзора прокуратуры над следствием, указав, что судебный контроль, который в настоящее время осуществляется, «носит фрагментарный характер», а прокурорского надзора в том виде, в каком он осуществлялся ранее, с точки зрения адвокатов, не хватает. Кроме того, он предложил усилить взаимодействие между адвокатским сообществом и органами прокуратуры.
«Бытует такое мнение, что мы – прокуроры, следователи и адвокаты – находимся по разные стороны баррикад. На мой взгляд, это ложное, ничем не обоснованное утверждение. Мы в принципе делаем одно дело, но с разных сторон», – заявил Юрий Пилипенко и спросил Игоря Краснова о готовности в случае его назначения на должность Генерального прокурора РФ развивать взаимодействие прокуратуры и адвокатуры в формате ежегодных встреч. На таких встречах представители адвокатского сообщества могли бы донести прокурорским работникам свое видение того, «как обстоят в стране дела с соблюдением законности и правопорядка, с соблюдением прав и интересов граждан».
Игорь Краснов сообщил о своей готовности к таким встречам. «Мы должны слышать друг друга, – сказал он. – И только диалог поможет нам разобраться в ситуациях либо защитить права граждан».
Андрей Клишас, со своей стороны, предложил Совет Федерации в качестве площадки для такого диалога.