×

КС не стал рассматривать жалобу адвоката на порядок уплаты взносов на ОМС

При этом Суд отметил, что разрешение вопроса об освобождении адвокатов, имеющих статус ветерана боевых действий, от обязанности по уплате страховых взносов на ОМС является дискрецией федерального законодателя
В комментарии «АГ» заявитель выразил несогласие с выводами Конституционного Суда, который, по его мнению, уклонился от рассмотрения жалобы по существу, ограничившись перечислением статей НК РФ, регулирующих уплату страховых взносов. По мнению одного из экспертов «АГ», уплата страховых взносов не равна получению бесплатной медпомощи, а страховые взносы, в отличие от налогов, носят обезличенный характер. Другая назвала выводы КС спорными, но закономерными с учетом его предыдущей практики по вопросам о справедливости уплаты взносов адвокатами. В ФПА РФ заметили, что предоставление адвокатам, имеющим статус ветерана боевых действий, льгот на уплату взносов на медицинское страхование было бы желательным и целесообразным в современной обстановке.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 2580-О по жалобе адвоката на неконституционность подп. 2 п. 1 ст. 419 «Плательщики страховых взносов», а также подп. 1 и 2 п. 1 ст. 430 «Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам» Налогового кодекса.

Ранее районный суд отказал адвокату АП Республики Башкортостан Марату Каримову в удовлетворении требований, в частности об оспаривании отказа налогового органа по зачету суммы налогового вычета в счет неуплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также о снятии с учета в качестве плательщика страховых взносов. При этом суд отклонил довод адвоката о том, что он как ветеран боевых действий, имеющий право на бесплатную медицинскую помощь, не обязан уплачивать страховые взносы на ОМС. Такое судебное решение устояло в вышестоящих инстанциях.

В жалобе в Конституционный Суд Марат Каримов указал, что подп. 2 п. 1 ст. 419, подп. 1 и 2 п. 1 ст. 430 НК РФ противоречат Конституции, поскольку они возлагают на адвокатов из числа ветеранов боевых действий, имеющих право на бесплатную медпомощь, обязанность уплачивать страховые взносы на ОМС.

Конституционный Суд не выявил оснований для принятия этой жалобы к рассмотрению. При этом он напомнил, что отношения в рамках обязательного медицинского страхования регулируются Законом об ОМС. Закрепляя круг лиц, на которых распространяется такое страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (ИП, частнопрактикующие нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание им медпомощи медорганизациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы. При этом в п. 1 ст. 430 НК РФ законодателем был установлен фиксированный размер таких страховых взносов. Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медпомощи за счет средств ОМС, сформированных с учетом страховых взносов.

КС напомнил, что освобождение адвокатов, осуществляющих свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности, от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории россиян, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц. Кроме того, страховые взносы на ОМС, будучи обязательными, обладают обезличенным характером, и, хотя их целевым назначением служит обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения, суммы взносов перечисляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц.

Таким образом, заключил КС, оспариваемые положения, действующие в системной взаимосвязи с текущим законодательством, предполагают возложение на адвокатов обязанности по уплате страховых взносов на ОМС, в связи с чем не нарушают конституционных прав заявителя. Разрешение же вопроса об освобождении адвокатов, имеющих статус ветерана боевых действий, от обязанности по уплате страховых взносов на ОМС – с учетом предусмотренного подп. 8 п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 16 Закона о ветеранах сохранения за ними права на бесплатную медпомощь в медорганизациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также права на внеочередное оказание такой помощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в медорганизациях, в том числе в госпиталях ветеранов войн, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, – составляет дискрецию федерального законодателя.

В комментарии «АГ» Марат Каримов выразил несогласие с выводами Конституционного Суда. «Считаю, что Суд уклонился от рассмотрения моей жалобы по существу, ограничившись перечислением статей НК РФ, регулирующих уплату страховых взносов. Однако в моей жалобе говорится о противоречии положений НК и Закона о ветеранах, разрешение этих противоречий находится в компетенции именно КС РФ. Суд же перенаправил мой вопрос к законодателю, хотя речь идет не о принятии новых законов, а именно об устранении противоречий в действующих. Разрешение данных противоречий касается не только меня лично, но и многих адвокатов – ветеранов боевых действий; ни для кого не секрет, что и сейчас адвокаты участвуют в СВО. Кроме того, ст.16 Закона о ветеранах содержит положения о бесплатном медицинском обслуживании ветеранов. Определение КС же фактически говорит о том, что ветеран сам должен оплачивать медобслуживание. Тогда в чем заключается льгота? Именно это я хотел донести до КС в своей жалобе, однако, к сожалению, меня не услышали», – заключил он.

Партнер и руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова напомнила, что хотя адвокатская деятельность по своей сути не является предпринимательской, адвокаты уплачивают взносы в таком же объеме, как ИП – за себя лично. «Если доход адвоката не превышает 300 тыс. руб., то до 9 января 2025 г. адвокат должен уплатить фиксированные взносы на ОПС и ОМС за 2024 г. в совокупном фиксированном размере 49,5 тыс. руб. КС неоднократно высказывался о том, что освобождение адвокатов от взносов на ОМС невозможно: это означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам. Однако в рассматриваемом случае конституционность нормы об уплате адвокатами взносов на ОМС оспаривал адвокат – участник боевых действий, который в силу Закона о ветеранах имеет право на бесплатную медицинскую помощь в медорганизациях, а также право на внеочередное ее оказание в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи. КС не нашел конфликта между этими нормами и положениями ст. 419 и 430 НК РФ, посчитав, что вне зависимости от права на получение бесплатной медпомощи соответствующие взносы на ОМС адвокат обязан уплачивать. Такой вывод можно считать спорным, однако, учитывая предыдущую практику КС РФ по вопросам о справедливости уплаты взносов адвокатами, – он закономерен», – резюмировала она.

В свою очередь адвокат, управляющий партнер компании Tax & Legal management Василий Ваюкин заметил: суть вопроса заключается не в том, что заявитель являлся адвокатом. «Фактически, являясь ветераном боевых действий и имея право на бесплатную медпомощь в соответствии с Законом о ветеранах, заявитель оспаривал правомерность норм Налогового кодекса, устанавливающих обязанность по уплате страховых взносов. Определение льгот и гарантий является дискрецией законодателя, который установил ряд налоговых льгот для ветеранов боевых действий – по НДФЛ, налогу на имущество, земельному и транспортному налогам. Между тем уплата страховых взносов не равна получению бесплатной медпомощи. Страховые взносы, в отличие от налогов, обезличены, и за их счет производится страховое обеспечение неопределенного круга лиц. И ст. 18.2 НК РФ, определяя общие условия установления страховых взносов, не содержит указания на льготы по страховым взносам, в отличие от ст. 17 НК РФ, предусматривающей возможность установления налоговых льгот», – заключил он.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Олег Баулин отметил, что обязанность адвокатов производить уплату взносов на обязательное медицинское страхование определена законодательно и последовательно оценивается в решениях Конституционного Суда РФ. «Возможность пользоваться бесплатной медицинской помощью неизбежно предполагает и обязательную уплату взносов на ОМС. Предоставление адвокатам, имеющим статус ветерана боевых действий, льгот на уплату взносов на медицинское страхование было бы желательным и целесообразным в современной обстановке, однако, как верно отметил КС РФ, вопрос требует законодательного разрешения и относится к компетенции федерального законодателя», – полагает он.

Рассказать:
Яндекс.Метрика