12 ноября Конституционный Суд вынес Определение № 2965-О/2024 по жалобе регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» в г. Москве на неконституционность п. 14.2 ст. 35 «Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями» Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ и ч. 9 ст. 33 «Представление в организующую выборы избирательную комиссию документов по выдвижению списков кандидатов в депутаты» Избирательного кодекса г. Москвы.
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2024 г. выборы ее депутатов восьмого созыва были назначены на 8 сентября. Выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам и представление в Московскую городскую избирательную комиссию списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями по одномандатным избирательным округам, и прилагаемых к ним документов осуществлялись в сроки с 7 июня по 6 июля.
19 июня региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» в г. Москве представила в избирком документы для заверения списка кандидатов в депутаты Мосгордумы. 21 июня комиссия отказала в заверении списка на том основании, что он не соответствует требованиям ч. 3 ст. 33 Избирательного кодекса г. Москвы, поскольку не заверен печатью избирательного объединения. Кроме того, копия документа о государственной регистрации регионального отделения заверена неуполномоченным лицом.
Региональное отделение партии обратилось в суд с административным иском, требуя признать решение избиркома незаконным и возложить на него обязанность заверить список кандидатов. Однако Московский городской суд отказал в удовлетворении иска, с чем согласились вышестоящие суды.
В жалобе в Конституционный Суд региональное отделение «Партии Возрождения России» в г. Москве указало, что п. 14.2 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан и ч. 9 ст. 33 Избирательного кодекса г. Москвы не соответствуют Конституции в той мере, в какой они влекут безусловный отказ избирательной комиссии в заверении списка кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам в случае, если в представленных избирательным объединением документах избирательной комиссией были выявлены формальные ошибки, о которых избирательное объединение не было вовремя уведомлено, в силу чего не получило возможности до принятия решения по вопросу о заверении списка кандидатов исправить эти ошибки в разумный срок.
Изучив жалобу, КС отметил, что, определяя порядок выдвижения избирательным объединением кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам списком, Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан и конкретизирующие его положения Избирательного кодекса г. Москвы закрепляют перечень документов, подлежащих представлению в избирательную комиссию в случае такого выдвижения, а также устанавливают, что избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов или отказывает в его заверении, основаниями для чего являются отсутствие документов, предусмотренных законом, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных законом. Следовательно, обязывая избирательную комиссию принять – в условиях ограниченного ввиду особенностей рассматриваемого этапа избирательного процесса срока – мотивированное решение по вопросу о заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, законодательство вместе с тем возлагает ответственность за представление необходимых для принятия такого решения документов на избирательное объединение, которое, будучи инициатором выдвижения кандидатов, чье пассивное избирательное право во многом зависит от правомерности и надлежащего юридического оформления решений и действий избирательного объединения, отвечает за качество, полноту и достоверность этих документов.
При этом, указал Конституционный Суд, Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, утвержденными Постановлением ЦИК РФ от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6, в частности, предусмотрено, что в целях организации приема и проверки документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, организующая выборы избирательная комиссия определяет порядок приема документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, создает рабочую группу по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений.
После приема документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, для регистрации кандидата, списка кандидатов, лицу, представившему документы, выдается письменное подтверждение их получения и в необходимых случаях − справка о приеме документов. В подтверждении о получении документов указываются все принятые документы с указанием количества листов и экземпляров каждого из документов, дата и время представления документов, дата и время начала приема документов, дата и время окончания приема документов. В соответствующем подтверждении о получении документов также рекомендуется уведомлять кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения о дате и времени рассмотрения избирательной комиссией вопроса о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо о рассмотрении вопроса об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках, о регистрации кандидата, списка кандидатов.
В случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований законов об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан и о политических партиях в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные управомоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках. Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.
Как указал КС, ранее он отмечал, что применительно к п. 14.2 ст. 35 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан – не содержащему указания на обязанность избирательной комиссии в случае выявления ошибок или опечаток в документах, представленных избирательным объединением для заверения выдвинутого им списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, извещать о таких недостатках соответствующее избирательное объединение до принятия постановления о заверении списка или об отказе в заверении, с тем чтобы оно имело возможность для их своевременного устранения, − необходимо учитывать генеральную обязанность избирательных комиссий обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан. Эта обязанность подразумевает ответственное отношение избирательных комиссий к исполнению возложенных на них полномочий, сопряженное с эффективной заботой о создании необходимых условий для надлежащего участия политических партий в выборах, и тем самым не исключает – в случае своевременного выявления отмеченных ошибок или опечаток – уведомления о них заинтересованных субъектов избирательного процесса (постановления № 6-П/2021 и № 31-П/2023; Определение № 2994-О/2023).
Конституционный Суд указал, что игнорирование этой обязанности не согласуется – в силу его правовых позиций – с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов (постановления от 13 апреля 2017 г. № 11-П/2017; № 6-П/2021 и от 17 ноября 2022 г. № 50-П/2022).
Таким образом, разъяснил КС, оспариваемые региональным отделением нормы предполагают, что вопросы о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и о возможности уведомления избирательного объединения об ошибках, допущенных в представленных им для заверения такого списка документах, разрешаются избирательными комиссиями и судами на основе всестороннего изучения фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение соответствующих правоотношений.
Поэтому, указал Суд, данные законоположения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права регионального отделения в указанном им аспекте. Проверка же полноты выяснения правоприменительными органами необходимых фактических обстоятельств, равно как и оценка ошибок, допущенных в представленных региональным отделением в избирательную комиссию документах, не относится к его полномочиям.
Комментируя определение, адвокат АП Санкт-Петербурга, доктор права НИУ ВШЭ, советник РАЕН Вячеслав Плахотнюк отметил, что Конституционный Суд в очередной раз подчеркнул, что, с одной стороны, нормы закона возлагают на политические партии обязанность неукоснительного соблюдения равных для всех формальных требований, а с другой − требуют от избирательных комиссий бережно относиться к участникам избирательного процесса и принимать меры к своевременному их информированию об обнаруженных недостатках в документах, представленных на регистрацию, с тем чтобы эти недостатки были по возможности устранены и не стали препятствием к реализации пассивного избирательного права. «В таком толковании нормы федерального закона и закона г. Москвы, оспоренные региональным отделением “Партии Возрождения России”, Конституции не противоречат и неясностей не содержат», − указал он.
Адвокат обратил внимание, что недостатки в представленных документах носили технический и вполне устранимый характер. Однако разбор конкретных обстоятельств конкретного административного спора − почему Московская городская избирательная комиссия не уведомила региональное отделение политической партии об обнаруженных недостатках и не предоставила возможность устранить их до принятия решения об отказе в заверении списка, а также проверка правильности применения закона относятся к компетенции судов общей юрисдикции, на что и указал Конституционный Суд.
В заключение Вячеслав Плахотнюк пришел к выводу, что при подаче документов на регистрацию не стоит надеяться на подсказки избирательной комиссии, поскольку ответственность и риск отказа в регистрации все равно лежат на избирательном объединении.
Юрист «НОВИКОВ.Право» Александр Новиков отметил, что вопросы устранения недостатков в выявленных документах всегда были полем для злоупотреблений со стороны избирательных комиссий. Он заметил, что подход, согласно которому избирательная комиссия, действующая добросовестно, должна незамедлительно извещать о недостатках в документах, имеет отражение в судебной практике, в том числе в Постановлении Пленума ВС от 27 июня 2023 г. № 24.
«Между тем кандидату и избирательному объединению законом вменена ответственность за полноту и достоверность представляемых документов, но отсутствие явного критерия и разграничений обязанностей комиссии и кандидата (партии) создают основу для разнородной судебной практики. Предположу, что заявители в данном случае обратились не совсем по адресу. Оспариваемая норма федерального закона действительно не содержит неясностей, однако ценность определения КС РФ заключается в констатации универсальной обязанности избирательных комиссий обеспечивать реализацию избирательных прав граждан», − указал Александр Новиков.