Документ, подготовленный Минэкономразвития РФ, предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Часть 1 ст. 93 названного закона, позволяющую осуществлять закупки у единственного поставщика, предлагается дополнить п. 49 следующего содержания: «осуществление закупок юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных и международных судах и арбитражах и иных юридических услуг в органах иностранных государств».
Другие поправки позволяют не включать в контракт на осуществление закупок юридических услуг обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, оговаривать случаи просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, направлять поставщику требование об уплате неустоек, штрафов и пеней.
Кроме того, согласно законопроекту, в случае осуществления закупки юридических услуг у единственного поставщика для заключения контракта заказчик освобождается от обязанности обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта.
Таким образом, юридические услуги предлагается включить в перечень закупок, на которые не распространяются существенные условия Закона о контрактной системе. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые изменения «направлены на повышение эффективности и оперативности закупок в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных и международных судах и арбитражах».
Партнер юридической фирмы «ЮСТ», адвокат Александр Боломатов полагает, что в данном случае законодателю следует не согласиться с данным законопроектом.
«С моей точки зрения, рынок юридических услуг в настоящее время достаточно сформирован для целей осуществления подобных закупок на конкурентной основе. На юридическом рынке России представлены самые разнообразные участники, которые на конкурентной основе предоставят юридические услуги высокого уровня, в том числе Российской Федерации», – утверждает эксперт.
Александр Боломатов также считает, что «Российская Федерация имеет возможность осуществлять деятельность с соблюдением требований российского законодательства в части государственных закупок. Более того, такое соблюдение будет существенным знаком для иных организаций и структур об обязательности следования нормам Закона о государственных закупках».
По мнению адвоката, именно «неукоснительность и обязательность положений Закона о госзакупках для всех субъектов являются важными аспектами развития правового государства».